06 марта 2023

Минойский сосуд 1600-1450 гг. до н.э.

Источник картинки.

Можете ли вы поверить, что эта раковина вырезана из мрамора? Невероятное мастерство!

Культ Марии Лионцы.

Статуя Марии Лионцы в Каракасе (Венесуэла)

Мария Лионца (María Lionza) является центральной фигурой в одном из самых распространённых новых религиозных движений в Венесуэле. Этот культ возник в 20 веке как смесь африканских, коренных индейских и католических верований, подобно карибскому Santería. У культа огромное количество последователей во многих слоях венесуэльского общества от маленьких сельских деревень до современной столицы Каракаса, где стоит памятник в честь Марии Лионцы. Её часто изображают обнажённой верхом на тапире. 

На севере Венесуэлы, в штате Яракуй, расположен самый необычный национальный парк этой страны. Это десять тысяч гектар девственной сельвы вокруг горы Монтанья дель Сорте, центра культа богини Марии Лионцы. Последователи Марии Лионцы отправляются в горы на неделю каждое 12 октября во время национального дня сопротивления коренных народов. Люди отправляются на гору Сорте в поисках силы, исцеления и контакта с душами умерших людей. Многие последователи носят костюмы коренных народов и исполняют традиционный танец хождения по огню, называемый "танец горячих углей" (исп. baile de las brasas). Участники очищаются в водах реки, чтобы получить духов. 


Шаманы берут на себя роль посредников между паломниками и духами и обычно требуют, чтобы их последователи вошли в состояние транса, которое часто приводит их к говорению на языках или "причинению вреда самим себе", как выражается Википедия.

О кулачных боях на Крите.

На этом ритоне из Агиа Триады (Крит) мы видим чередование кулачных боёв и игр с быками. Эта "связка" заставляет нас предполагать, что кулачные бои происходили в том же месте, где и таврокатапсии. А. Н. Дальский вполне справедливо полагает, что игры с быками устраивали где-то за пределами "сценических площадок" Кносса, Феста и других крито-минойских культовых центров. Это и понятно: во-первых, в святилищах недопустимо кровопролитие, а, во-вторых, дом, деревня, город — это, вообще говоря, "женская" территория, где оружием не бряцают и кулаками не машут. Значит, место проведения кулачных боёв и таврокатапсий следует искать где-то в "диком поле", которое является "мужской" территорией. Хотя А. Н. Дальский почему-то считает, что кулачные бои происходили на "сценических площадках".

Между прочим, куреты, в греческой мифологии - демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Но вот что интересно: коллегия куретов засвидетельствована источниками в Эфесе в связи с культом Артемиды. Культ куретов как служителей Зевса Критского был распространён в Пелопоннесе, на Эвбее, Самофракии, Кипре, в Троаде, Фригии, Карии. Своеобразием культа куретов была его оргиастичность. Страбон сравнивает праздники куретов с фракийскими Дионисиями и оргиями в честь Матери богов во Фригии (X, 3, 7, р. 466; 3, 11, p. 468). Оргиастичность этой коллегии проявлялась в неистовом исполнении куретами, как служителями различных богов (Критского Зевса, Матери богов во Фригии, Артемиды в Эфесе), танцев в вооружении, под аккомпанемент кимвалов, тимпанов, флейт и бряцания оружия.