26 апреля 2025

"Святая вода" эпохи неолита?

Джон Робб сообщает о пещере Гротта Скалория в северной Апулии (Италия). "Относительно доступная Верхняя пещера служила убежищем с позднего верхнего палеолита до неолита и вмещала обширное неолитическое кладбище, датируемое шестым тысячелетием до н. э. Глубокая и недоступная Нижняя пещера была культовым местом, датируемым пятым тысячелетием до н. э. Хотя там были найдены некоторые человеческие останки, главным аспектом культа Нижней пещеры, по-видимому, было размещение изящных расписных сосудов для сбора воды, капающей со сталактитов".

Гротта Скалория, Манфредония, Апулия. Культовое место в нижней пещере с изящными сосудами для сбора капающей воды.

Как здесь не вспомнить про крито-минойскую керамику в стиле Камарес? Название было дано по имени поселения Камарес на острове Крит, в пещере близ которого были найдены наиболее яркие образцы среднеминойской керамики. 


Между прочим, такие же сосуды были найдены и в Диктейской пещере (или Психро), в глубине которой имеется небольшое подземное озеро, а на стенах и потолке можно увидеть причудливые сталагмиты и сталактиты.

Ронделы как костехранилища?

Некоторые деревни итальянского неолита были окружены рвами, или канавами. Они были особенно распространены в Тавольере северной Апулии и вокруг Матеры. 

Участок рва, Рипа Тетта, небольшая деревня раннего неолита на Тавольере (Апулия). Приблизительная ширина рва составляет два метра.

Во многих деревнях Тавольер архитектурное разделение пространства было продолжено ещё дальше с помощью ещё более мелких "С-образных рвов", ограничивающих отдельные домохозяйства внутри деревни.

Планы разрушенных деревень. Почтовое отделение Виллано, Тавольер.
 
Планы разрушенных деревень. Перевал Корво, Тавольер.

Рвы вокруг деревень как оборонительные фортификации ещё можно понять (хотя, здесь мы видим множественные канавы, некоторые из которых прерываются), но как, в таком случае, понимать, С-образные канавы вокруг жилых домов внутри деревень?

Джон Робб говорит, что в деревнях Тавольеры, окружённых рвами, большинство человеческих костей найдено в канавах деревень или в канавах отдельных домохозяйств. Человеческие кости также известны из деревенских рвов на Сицилии (Стентинелло, Мегара Гиблае) и вокруг Матеры и Центрального Бари (Каса Сан Паоло, Мурджеккья и Мурджа Тиммоне). В то же время, известно несколько захоронений черепов, отделённых от тела, внутри домов. Возникает предположение о том, что рвы на окраинах деревень и вокруг личных домохозяйств копались для погребения костей умерших предков. Возможно, кости покойников обладали защитными функциями; может быть, считалось смертельно опасным переступать через них. Но это всего лишь догадки, "гадание на кофейной гуще". 

Может быть. (А может и не быть.)

"Одним из наиболее хорошо документированных случаев, благодаря систематическому радиоуглеродному датированию, является Серра-Чикора на полуострове Салентино в Апулии. Здесь люди населяли небольшую деревню в середине шестого тысячелетия до н. э., оставляя обычный мусор, а также хороня своих умерших в деревне. Примерно пятьсот лет спустя, в начале-середине пятого тысячелетия до н. э., проживание здесь давно прекратилось. Тем не менее, люди вернулись на это место, чтобы похоронить ещё дюжину людей" (Джон Робб).

Возникает соблазн связать случай Серра-Чикора с длинными домами и длиннокурганными погребениями вокруг Балтийского моря и на Британских островах. Допустим, люди покидали длинный дом и переходили на новое место, где строили новое жилище. Но старики, умирая, говорили: похороните меня на моей родине. То есть в том доме, где они родились, в доме, который построили своими руками их отцы и матери. И таким образом старый длинный дом постепенно превращался в "дом мёртвых". Для увековечивания памяти об умерших, потомки могли насыпать холмики из земли или камней, которые затем объединялись в длинный курган.