19 ноября 2023

Несколько слов о женских украшениях в дольменах.

В. И. Марковин говорит, что при раскопках дольменов Западного Кавказа археологи обнаруживают женские украшения, что свидетельствует о женском поле погребённых носителей дольменной культуры.

"Среди металлических украшений могут быть выделены височные кольца (подвески), спиральки и бусы. <...> Как правило, чисто золотые височные кольца (серьги) относят к III тысячелетию до н. э. и даже к более раннему времени. <...> Более массовыми находками являются бронзовые височные кольца-подвески. <...> Такие височные подвески, очевидно, являлись в древности излюбленным украшением. <...> Многим захоронениям в дольменах сопутствуют спиральки, свёрнутые из тонкого листка металла, которые могли служить для украшения причёски. В длину они достигают до 10,5 см при диаметре в 0,5 - 0,7 см. <...> Здесь необходимо отметить тот факт, что круглые подвески и спиральки довольно часто встречаются в североафриканских дольменах (Рокния, Алжир). <...> Иногда в дольменах встречаются литые бронзовые бусы, но это такой материал, который может быть отнесён к самому позднему времени [существования дольменной культуры]".

Спиральки дольменной культуры напомнили мне про аналогичные спиральки, которые археологи откопали в Дании (см.: Bronze Age treasure found in Denmark).


Кстати, на территории совр. Дании тоже имеются дольмены (см.: Дольмены Поскэр и Агри).

В дольменах сидели мумии?

В. И. Марковин в монографии "Дольмены Западного Кавказа" (М., "Наука", 1978) утверждает, что отверстия в дольменах служили для ритуального кормления покойников.

"В двух портальных дольменах (№ 74, 75) бассейна р. Кизинка слева возле отверстия (если заглянуть внутрь) были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Аналогичным образом в портальном дольмене Богатырской поляны (по нумерации Е. Д. Фелицына № 23) у входа находилось два сосуда, в составном дольмене "Е" (Зацепина поляна, ст. Баговская) также у входа стояла прикрытая плошка с каким-то белым веществом".  

Впрочем, В. И. Марковин тут же признаётся, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.

Далее В. И. Марковин замечает, что "носителям местной дольменной культуры нужна была уверенность в сохранении праха предков, уверенность в их помощи". Это вполне очевидно, - вопрос лишь в том, каким образом носители дольменной культуры получали эту помощь от предков. Тут Марковин не говорит ни слова. Он лишь жалуется, что поселения носителей дольменной культуры почти совсем не исследованы.

Затем В. И. Марковин обращает внимание на дольмен в Джубге, который имеет у входа "двор" в виде площадки 5,25 х 4,40 м. И он говорит, что подобные круговые конструкции "встречаются не так уж редко". 

"В портальной части дольменов обычно встречаются следы приношений в виде костей, керамики и пр. Ясно, что здесь у их фасадов совершались какие-то ритуальные церемонии. Для этого, очевидно, и были предназначены эти площадки".