14 мая 2023

Камень вместо подушки.

Камень Иакова упоминается в библейской Книге Бытия как камень, который израильский патриарх Иаков использовал в качестве подушки в месте, позже названном Бет-Эль.

"Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. <...> Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! [1] это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарёк [Иаков] имя месту тому: Вефиль [2], а прежнее имя того города было: Луз (Быт. 28:10-19).


Камень, который Иаков положил себе под голову, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». 

Очевидно, некоторые камни, например, надгробные, могут "пропитываться" духами умерших людей. И в таком своём качестве они являются "фокальными точками", соединяющими мир посюсторонний с миром потусторонним.

Далее говорит Дмитрий Журавлёв:

"Довелось нам однажды оказаться на Рождество в монастыре у подножия Мамонова городища.
А там интересно. Такая галерея вокруг. И люди везде... спят.
Это паломники, паломницы, видимо.
Но им там снятся интересные сны, которыми они делятся.
Мария им является, например.
Как и 3000 лет назад.
Да, и в храмы того же Древнего Египта приходили поспать, например. Во снах являлись боги и просвещали.
То же, видимо, и на наших городищах. Свидельством чему масса рогатых кирпичей, многие из которых с крестами Мары, это подушки так выглядели в то время.
Но они меняются, подушки. А суть - нет
" (Источник).


------------------------------------------------------------------------------

[1] Нумино́зность — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В научный оборот это понятие было введено немецким теологом и историком религии Рудольфом Отто, который воспользовался латинским словом «нумен». Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой. По определению Отто, «Священное», «Божество» предстают в религиозном опыте как «нуминозное», будучи явлены в образе «совершенно Иного» по отношению ко всем представлениям эмпирического опыта. Восприятие «совершенно Иного» придаёт содержанию религиозного опыта неповторимое своеобразие откровения тайны устрашающей (лат. mysterium tremendum) и одновременно очаровывающей (лат. mysterium fascinans). Поэтому типичным нуминозным эмоциональным откликом на «встречу со Священным» оказывается сочетание «страха и трепета» с «восхищением и восторгом» (из Википедии).

[2] Т. е. "Дом Божий".

Палеолитическая «венера» с Зарайской стоянки.


"Палеолитическая Венера из Подмосковья, это Зарайск.
Возраст статуэтки — 22—23 тыс. лет назад.
Из бивня мамонта она. Сохран печальный. Но для её возраста.
Вот такими вот были у нас изначально представления о святом.
И ничего не изменилось по сути. Любого поцана спросите: что самое святое? Мать, - он вам скажет" (Дмитрий Журавлёв. Источник).

Кстати, о престолах.

"Следовик в Почаевской лавре почитается как место теофании Девы Марии и считается одной из важнейших реликвий местного монастыря: паломникам разрешается пить воду, которая накапливается в выбоине камня, считающуюся святой" (Источник).


Камень-следовик — это первобытный, самый архаический, нерукотворный "престол" как место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности.

Родовое общество меря.

"Итак, с государственностью у меря мы разобрались, - говорит Дмитрий Журавлёв. - Не было тут никогда никакого государства мерянского народа. С флагами, которые легко прикрепить на грузовик. Чтобы ехать к соседям и доказывать им, что наш ундор святее...
И всем таким.
А был ли народ? Тоже нет, народы появляются гораздо позже.
И это для меня хорошие, добрые вести. Учитывая то, что я думаю о так называемых народах.
Вслед за товарищем Ницше.
Это даже не был племенной союз.
Не видно союзного начала. Не было какого-то расового, националистического начала.
Национальностей тоже не было.
Что же было? А то, чего сейчас почти нет. Люди. А не хрен, простите, на блюде".

Источник

 

О вреде археологии.

Омфа́л (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли, центром мира. Варрон упоминает предание, что омфал был могилой священного дельфийского Змея Пифона, то есть изначально представлял собой надгробный камень (Источник). Который должен был бы закрывать Змею выход в мир людей. Но теперь он перенесён в музей.

Омфал в археологическом музее в Дельфах.

Собственно, омфал играл роль примерно такой же "затычки", как "затычка" от бутылки с запечатанным в ней джинном.


Теперь, когда дельфийская "бутылка" распечатана, джинн освобождён и гуляет по земле.

О престоле Кибелы.

Вот Ф. Ф. Зелинский пишет о Кибеле, что "она изображается сидящей на престоле; легко понять происхождение этого воззрения от представления о ней как об обожествлённой Земле. Во всяком случае, это сидение и этот престол для неё характерны; посвящённые ей обрядовые песни называются «престольными» (enthronismoi): таковые для неё сочинял Пиндар, тот самый, который основал её культ у себя в Фивах".

Статуя Кибелы у входа в Стамбульский археологический музей

Меня нисколько не удовлетворяет это объяснение Зелинского, которое мне кажется "притянутым за уши". Открываем Википедию и читаем: "Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа" (Источник). 

И что же, из таинственного присутствия Иисуса Христа на престоле разве следует представление о Нём как об обожествлённой Земле?

Более того, если послушать Зелинского, тогда придётся признать архонтом обожествлённой Земли дьявола, который в Евангелии называется "князем мира сего".

Как видим, Рогатый сидит на престоле, а под его копытами — Земля. 

Так что, престол — это престол, место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности, и ничего более. Престол — это не обожествлённая Земля, хотя, конечно, он является святым местом, святилищем в первоначальном смысле слова.

Кстати, т. наз. "трон Миноса" в Кноссе скорее всего являлся престолом Богини, местом её эпифаний (богоявлений).