22 марта 2023

Жизнь богаче самой буйной фантазии.

"От бездетности, которая считалась болезнью, пытались исцелиться обрядом чувга солиш — опускание в послед кобылы. Обряд приурочивали ко времени рождения жеребёнка. Послед омывали тёплой водой и надевали на голое тело бездетной женщины (до груди или до шеи). Затем её укладывали в постель на 10—12 часов — с утра до вечера или с вечера до утра. Три-четыре дня женщина соблюдала строгую диету и не снимала тёплых одежд. После «лечения» послед закапывали где-нибудь в сарае, чтобы его не съела кошка или собака. Особая ритуальная пища при этом не приготовлялась, но обряд можно было совершить лишь в определённые дни. Руководила им пожилая женщина. О проведении обряда никто не должен был знать, кроме мужа бездетной женщины", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".

«Скучно на этом свете, господа!» — говорит Гоголь. Ну, может быть старосветским помещикам Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне и впрямь было скучно жить, а я каждый день открываю для себя нечто интересное, и даже ужасно интересное, как, например, сегодня. 

«В борьбе обретёшь ты... дэва».

"Как и другие группы узбеков, карамурты верили в существование дэвов (в местном произношении döw, дÿв), представлявшихся уродливыми (хунук) человекообразными существами огромного роста. По мнению ряда информаторов, эти чудовища живут на «той стороне» земли». Когда они пролетают по воздуху, их тень, упав на человека, причиняет болезнь. Исцелить от болезни может человек, у которого имеется свой, подчинённый ему дэв; этот человек читает молитвы, не отходя от больного. 

Считалось, что дэвов могли иметь как мужчины, так и женщины. Обычно говорилось, что у таких людей есть опа ('старшая сестра'; у карамуртов это слово преимущественно употребляется в значении 'бабушка'). 

Человек, имеющий дэва, обладал большой физической силой, не боялся ночью работать или ходить по «опасным» (т. е. излюбленным духами) местам. Дэв, по поверьям, становился слугой человека в случае, если при встрече человеку удавалось одолеть его в борьбе. До сих пор от представителей старшего поколения можно услышать рассказы о подобных случаях, будто бы происходивших в старину. Так, дед Джуры Худайдатова сумел победить дэва и оторвал у него косы, подчинив его себе", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов".

В данном контексте особый интерес представляет описанная в библейской книге Бытия (32:24-29) борьба Иакова с Богом. 

Лорелея — лешачиха?

"Как и в верованиях других групп узбеков, среди демонологических персонажей карамуртов выделяется своей специфической характеристикой алвасти. Алвасти представляется женщиной, обычно обнажённой, с длинными грудями, нередко перекинутыми через плечи, и длинными чёрными волосами. Особенно опасен этот демон для роженицы и ребёнка. Если алвасти только взглянет на беременную женщину или на новорожденного, дитя погибнет. Самый меньший вред, который она может причинить,— это болезнь матери и ребёнка. Алвасти, по поверьям, показываются людям. Чаще всего былички описывают встречу человека с демоном в тот момент, когда алвасти под деревом или у арыка расчёсывала свои волосы. В рассказах не говорится, чем дух расчёсывает волосы — гребнем или пятернёй. Однако подчёркивается, что алвасти, как правило, сидит спиной к человеку, и лица её не видно, и это хорошо, так как взгляд демона может причинить болезнь", - сообщают К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов". 

Слово "алвасти" (или "албасты") напоминает мне слово "алмасты́", - так называют снежного человека на Кавказе. Чаще всего алмасты́ описывают как существо женского пола, покрытое шерстью, с безобразным лицом, длинными космами распущенных волос и отвисшими чуть ли не до пояса грудями, утверждает Котляров (Источник).

А то, что алвасти расчёсывает свои волосы возле арыка, заставляет вспомнить про германскую Лорелею.


Похоже на то, что Лорелея — это лешачиха, которую поэт Клеменс Брентано превратил в прекрасную речную нимфу.