03 июня 2022

"Охота на ведьм" у индейцев.

Кэролин Найтхаммер в своей монографии "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин" касается очень интересной темы — веры в колдовство в среде североамериканских индейцев. В некоторых индейских племенах имела место быть "охота на ведьм", и, кажется, она никак не была связана с аналогичной европейской "охотой на ведьм" XVI-XVIII вв. 

"У ламми существовало тайное общество, члены которого действовали как дружинники, казня тех, кого считали опасными для племени. Когда тайное общество приговаривало ведьму, его члены брали длинную зелёную палку и проталкивали её в прямую кишку своей жертвы до самого горла, заставляя кровь и плоть вытекать изо рта. Затем, стонущую ведьму тащили на площадь — её ужасная смерть служила напоминанием о том, что случается с людьми, которые злоупотребляют своей силой" (Источник). 

Чем эти индейские "дружинники" отличаются от опричников Ивана Грозного? — Ничем. Тот же кровавый террор. 

"Навахо и апачи также испытывали очень сильные чувства к колдовству. Среди навахо престарелых бездетных женщин часто подозревали в колдовстве, особенно тех, кто был очень богат (получив богатство с помощью своей силы) или тех, кто был очень беден (таким образом искал избавления от своей бедности).

Апачи, как и навахо, никогда на самом деле не видели, чтобы кто-то занимался колдовством; они просто видели результаты того, что они интерпретировали как колдовство. Кто-то внезапно заболел, человек необъяснимо умер после того, как перебросился парой слов с кем-то, кто вёл себя странно, - вот те случаи, которые вызывали обвинения в колдовстве. Правдоподобного обвинения одного человека, подкреплённого несколькими другими недовольными гражданами, обычно было достаточно, чтобы “доказать” вину ведьмы из племени апачей.

Признание, данное под страхом пыток, принималось как полное доказательство злодеяния. Обвиняемая ведьма могла попытаться защитить себя от обвинений и добиться успеха, если докажет, что у неё нет сверхъестественных способностей и что она не хотела причинить вред жертве. Если ведьма не добивалась успеха в своей защите, её подвешивали за запястья к дереву так, чтобы её ноги едва касались земли. Затем под ней разводили костёр, и она медленно сгорала заживо. “Ведьмы не сгорают быстро; они продолжают жить долго”, - заявил один из апачей". 

Вот вопрос: как отличить ведьму от шаманки? — Никак. У шаманки имеются служебные духи, и она обладает сверхъестественными способностями. 

Кэролин Найтхаммер выдвигает вполне правдоподобную теорию "охоты на ведьм" у индейцев:

"Вера в колдовство была очень мощным методом социального контроля. Если бы женщина знала, что любые действия, которые в чём-то отличаются от обычного, узкого круга действий, которые она должна совершать, вызовут подозрение у того, кто может наблюдать за ней, она, несомненно, очень хорошо подумала бы, прежде чем отступать от своего обычного поведения. Таким образом, страх перед колдовством также оказывал мощное стабилизирующее влияние на общество. Любого, кто был бунтарём, иконоборцем или даже слишком либеральным, немедленно клеймили ведьмой и сжигали или убивали за её проступки. Это был самый эффективный способ быстро пресечь любые революционные мысли". 

Я думаю, что сильные мира сего прибегают к террору, когда они чувствуют, что их власть держится "на соплях". То есть, за ними нет никакого морального авторитета, и поэтому они нагоняют страх на общество. Они и сами трясутся от страха за свою жизнь, им везде мерещутся заговорщики. Именно страх заставляет их действовать по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись". Для нагнетания страха "козлами (или, точнее, "козами") отпущения" выбираются самые беззащитные люди, одинокие женщины со "странностями", и у них из кишок через рот выдавливается говно, чтобы весь народ буквально "застыл" в шоке и ужасе. Таким народом-паралитиком и дурак может править, что, собственно, и требуется вождю-дураку.  

Пост в посвятительных практиках индеанок.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Женщины-манданы, желающие получить видение, постились в своих садах или на помостах для сушки кукурузы. Они верили, что сверхъестественные силы, которые человек получает, прямо пропорциональны его страданиям." 

И как тут не вспомнить про Одина?! Чтобы узнать тайны мёртвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзённый собственным копьём, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль.


Кэролин Найтхаммер продолжает:

"Когда Р. Л. Олсон исследовал квинолт вдоль побережья Вашингтон, ему рассказали историю молодой женщины, решившей стать знахаркой. Она ушла в горы одна и постилась десять дней. Каждый день она трудилась, собирая сучья и ветки деревьев, пока не собрала огромную кучу дров. На десятую ночь она подожгла кучу и села ждать. Когда прыгающее пламя начало вздыматься и выделять сильный жар, молодая женщина услышала жалобный вой, доносившийся с соседней горы. 

Женщина посмотрела на вершину, и ей показалось, что та покачивается. Крик приближался, и огонь становился всё жарче. Когда женщина отошла от костра, перед ней появилось огромное животное, похожее на дикую кошку. У животного был острый нос, а морда была такой длинной, что волочилась по земле. Приблизившись к костру, животное подняло голову и завыло. Молодая женщина испугалась и сказала животному: “Я не хочу такой (силы). Я не хочу, чтобы ты был моим духом-хранителем.” 

Странное животное отступило, но вскоре вода в близлежащем озере зашипела и закипела, и множество видов животных поплыли к ней. Женщина была так напугана, что потеряла сознание, и у неё было видение, в котором животные принесли ей пять видов духов на выбор. Она выбрала дух, который мог вернуть потерянные души" (Источник). 

Раиса Максимовна как жена Чингачгука.

Сегодня утром я прочитал про Раису Максимовну Горбачёву:

"В детстве Раи Титаренко не было ничего, что могло бы предсказать её будущий взлёт. Ее отёц, Максим Андреевич, родом из Чернигова, всю жизнь проработал на строительстве железных дорог. Одна из веток проходила через алтайское село Веселоярск. Тут он влюбился в местную девушку, Сашу, женился на ней… Саша – Александра Петровна – была из крестьян; до конца своей жизни оставалась неграмотной – в крестьянских семьях не было принято учить дочерей. Её отца в начале тридцатых раскулачили, а затем посадили по обвинению в троцкизме. Ни Саша, ни её отец так и не поняли, кто такой Троцкий и что такое троцкизм. Его жена умерла от горя и голода, оставив четверых детей…".

"Вот где "корни" перестройки!", - подумалось мне.

Раиса Максимовна в молодости