18 декабря 2025

«Первый блин — комом»?

"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление", - сказано в одном из посланий ап. Павла (1 Тим. 2:12-14).

То есть, Адам, поскольку он был создан первым, представляет собой «кульминацию» божественного творения, а на Еву у Бога наверно сил не хватило, и она получилась ущербной, недоделанной [1], и с неё начался процесс «деградации».

Однако Филлис Трибл, профессор священной литературы в Объединённой теологической семинарии в Нью-Йорке, утверждает, что Ева, отнюдь не являясь второстепенным или зависимым существом, на самом деле представляет собой «кульминацию» творения (Phylis Trible, "Depatriarchalizing in Biblical Interpretation," Journal of the American Academy of Religion, 41, 1973, 30-48. Phyllis Trible, God and the Rhetoric of Sexuality, Philadelphia: Fortress Press, 1978).

Аргумент о том, что порядок творения, в котором Адам был создан первым, а Ева — вторым, указывает на иерархию и, следовательно, на превосходство Адама, игнорирует тот факт, что животные были созданы до Адама. Поскольку Адам превосходит животных, то иерархия творения должна быть обратной, и Ева должна рассматриваться как высшее творение Бога.

Макс Швабински - Плод никогда не был яблоком, 1918

--------------------------------------------------------------------------

[1] Вспоминается стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена: "его отливали последним, и олова немножко не хватило". 

Объяснение похотливости Зевса.

Кристофер Л. К. Э. Уиткомб говорит, что свидетельства матрилокальных браков можно найти в различных греческих мифах и легендах, которые «исторически» относятся к бронзовому веку. Например, в известной истории о Елене, когда Менелай женится на ней, он отправляется жить с ней в Спарту, где правит как царь, несмотря на то, что у Елены есть два достойных брата, Кастор и Полидевк (Кастор и Поллукс). Менелай получает царство в Спарте благодаря браку с Еленой, которая является потомком Лакедемонского престола.

Когда Елену похищает Парис и увозит в Трою, Менелай, чьё положение царя оказывается под угрозой, прилагает все усилия, чтобы вернуть её, заручившись помощью всей Греции. Когда во время осады Трои Парис и Менелай договариваются сразиться в поединке, наградой становится не только Елена, но и «всё её имущество». Позже, после смерти Елены, следующим правителем Спарты становится её дочь Гермиона, а не один из сыновей Менелая.

Елена была дочерью Леды, которая, по-видимому, была замужем за Тиндареем. Однако Тиндарей не был отцом Елены. Более поздние рассказчики этой истории, несомненно, испытывая дискомфорт из-за очевидной распущенности Леды и её несоблюдения патриархальных законов наследования по мужской линии, ввели миф о соблазнении Леды Зевсом как более удовлетворительное объяснение её поведения.

Случай Леды отнюдь не уникален. Мифы и легенды бронзового века полны важных детей, у которых упоминается имя матери, но не отца. У этих детей, очевидно, был отец-человек, и не обязательно муж их матери, но когда истории пересказывались, это оскорбление патриархальных чувств смягчалось объяснением, что отцом каждого ребёнка на самом деле был бог.

Теперь понятно, почему Зевс такой похотливый в древнегреческой мифологии.

Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз — Леда и лебедь, ок. 1870

Зевс, в качестве "затычки", закрывал собой каждую "бочку", из которой проистекала "вода" в виде неконтролируемого потомства. Немного перефразируя цитату Ирины Сыромятниковой из книги «Монтер путей господних»: «Если бардак нельзя предотвратить, нужно его организовать и возглавить», можно сказать, что Зевс своим "отцовством" придавал патриархальную легитимность детям, родившимся в "беззаконии", "по старинке", в "гостевом браке".