15 октября 2023

Почему не было цивилизаций охотников-собирателей?

Маршалл Салинз очень доходчиво объясняет, почему охотники-собиратели не могли создать цивилизацию.

"Даже небольшое число людей рано или поздно сокращает источники пищи в окрестностях стоянки. Оставаться на ней после этого люди могут только мирясь с увеличением чистых затрат труда или уменьшением чистой отдачи: увеличение затрат труда имеет место, если люди предпочитают ходить за добычей всё дальше и дальше от стоянки, уменьшение отдачи — если они удовлетворяются сокращающимся количеством или худшим качеством пищи, добывая её в ближних пределах. Решение, конечно, в том, чтобы переместиться куда-нибудь ещё. Таким образом, первое и главное «узкое место» охоты и собирательства: эти занятия требуют передвижений для поддержания производства на должном уровне.

Но перемещения, более или менее частые и более или менее дальние — в зависимости от обстоятельств — только переводят в другие сферы производства то самое уменьшение отдачи, которое их порождает. Изготовление орудий труда, одежды, утвари, как ни легко оно даётся, оказывается бессмысленным, когда эти вещи становятся скорее обузой, чем удобством. Практичность, качество вещей падают ради их портативности. Сооружение постоянных жилищ также становится абсурдным, раз их предстоит вскоре покинуть. Отсюда столь аскетические представления охотников о материальном благосостоянии: стремление ограничиться минимальным оснащением, если вообще его иметь; предпочтение, отдаваемое мелким вещам перед крупными; нежелание иметь вещи в двух или нескольких экземплярах и т. п. 


Русские аборигены.

Маршалл Салинз в своей монографии "Экономика каменного века" (М.: ОГИ, 1999) на стр. 36 приводит таблицу дневного сна из двухнедельного наблюдения за группой австралийских аборигенов.


Как видно из таблицы, практически ежедневно аборигены спали в дневное время, - иногда урывками, иногда по 2-3 часа, а иногда и большую часть дня.

В связи с этим вспоминается утверждение английского путешественника Джерома Горсея о Московии конца XVI века как о Сонном царстве. Традицию послеобеденного сна соблюдали и цари, и монахи, и лавочники, и крестьяне, и мещане. Между прочим, Лжедмитрия разоблачили именно из-за того, что он не имел привычки дневного сна; самозванец не почивал после трапезы, как прежние цари.

Если рассматривать дневной сон как один из определяющих признаков "золотого века", то лучи этого века светили над головами русских крестьян вплоть до Нового времени.

«И пусть весь мир подождёт…»

Австралийские христиане.

Маршалл Салинз говорит, что европейцев всегда раздражали проявления «недостатка предусмотрительности» у охотников и собирателей. Сориентированный всегда на настоящее, «без малейшей мысли или заботы о том, что может принести с собой завтрашний день» (Spencer and Gillen, 1899, p. 53), охотник не желает экономить провизию и имеет обыкновение сразу поедать всю имеющуюся на стоянке еду, даже в объективно трудные времена. Базедов писал о коренных австралийцах, что их девиз, «облечённый в словесную форму, мог бы звучать так: если всего много сегодня, никогда не заботься о завтрашнем дне. В соответствии с этим, абориген склонен скорее устроить одно-единственное пиршество из всех имеющихся запасов, нежели растягивать их на скромные трапезы, совершаемые от времени до времени» (Basedow, 1925, р. 116).

В Евангелии сказано Иисусом Христом: "Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34), «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф 6:25). 

Сказано, но исполняется теми, кто ходят в церкви ставить свечки. У них имеются холодильники (не редко по два или три), набитые продуктами "про запас". Стало быть, запасаясь "на чёрный день", они не верят в то, что Бог поможет им в трудной ситуации. По сути, они не верят в Божественный промысл и не предают себя в руки Божии.

Выходит, что австралийские аборигены живут в соответствии с Нагорной проповедью Христа и, хотя не ходят в церковь, являются подлинными христианами, в отличие от номинальных.

австралийский абориген
 
Икона аборигенов Австралии. "Чёрный" Христос с аборигенами, а белые изображены как иудеи, злыдни или бесы на фоне денежных знаков.