24 февраля 2023

О внутриродовых браках дочерей-наследниц у гаро.

"Главный принцип наследования у всех горных народов независимо от линейности — сохранение семейного имущества в пределах рода. Традиционный порядок наследования — выделение одного наследника, который получает родительский дом, бóльшую долю имущества (определённую часть получают все наследники) и все (религиозные и материальные) долги по отношению к умершим родителям. Чаще всего в качестве наследника выступает младшии сын или дочь (в зависимости от линейности)", - пишет С. А. Маретина в статье "Особенности социальной организации мотыжных земледельцев Северо-Восточной Индии".

"Своеобразием отличаются законы наследования у матрилинейных народов. В качестве примера приведём так называемую систему нокром у гаро. Суть её — муж дочери-наследницы должен принадлежать тому же роду, что и отец наследницы; чаще всего нокромом оказывается сын сестры отца наследницы, который в случае смерти тестя должен, чтобы сохранить право на имущество, жениться на его вдове, становясь, таким образом, мужем одновременно матери и дочери".

Подумать только: дочь-наследница должна выйти замуж за своего двоюродного брата, который, к тому же, должен жениться и на тёще, в случае смерти тестя. Прямо как у древних египтян! Там фараоны, чтобы не превратиться в БОМжей, женились, в случае смерти жены, на своих дочерях, так как наследование переходило по женской линии — от матери к дочери.

Вообще, когда пишут о "разврате матриархата" и приводят, в качестве примера, случаи инцеста в матриархальных обществах, здесь надо иметь в виду, что в 99% из ста подобные случаи связаны с наследованием имущества. Надо отдавать себе отчёт в том, что это имущество наживалось "большой семьёй" на протяжении многих лет, и было бы в высшей степени опрометчиво, если бы это имущество, после смерти хозяина или хозяйки, попало в руки представителя другого рода. Помните, как "голубой воришка" из фильма "12 стульев" в доме для престарелых разместил своих родственников?


Вот, чтоб такого не было, чтоб добро не досталось "голодающим детям Поволжья" с лоснящимися харями, и приходилось наследнице выходить замуж за своего родственника.
 

Неразделённая семья.

В статье о матрилинейных народах Ассамских гор Северо-Восточной Индии (гаро и кхаси) С. А. Маретина говорит, что...

"Преобладающей формой семьи у горных народов является особый тип неразделённой семьи; мы назовём её «частично неразделённая». Такая семья состоит из родителей, их несовершеннолетних детей и одного взрослого (сына или дочери в зависимости от линейности), и после брака остающегося жить в родительском доме со всей семьёй и наследующего основную долю семейного имущества. Другие дети, вступая в брак, как правило, селятся отдельно (иногда после рождения ребёнка) и дают начало таким же частично неразделённым семьям".

Ну и, естественно, дети селятся, по возможности, рядом с родительским домом. Именно так и образуется род, родовое поместье.

деревня кхаси

Такая "плотная" застройка напоминает неолитические поселения типа Чатал-Хююка. На Крите раннеминойской эпохи археологи раскапывают вот такие фундаметы домов:

план дома из Миртоса - один из примеров раннеминойской додворцовой архитектуры (3000–2200 до н.э.)

Для одной семьи слишком "жирно" иметь дом с одиннадцатью комнатами, но если иметь в виду дом с пристройками для дочерей (если у них там были матрилокальные браки), то в самый раз. 

Вообще говоря, такого рода "большие семьи" характерны для всех аграрных обществ. В России раньше тоже имела место быть большая, неразделённая семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьёв, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своём составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдалённых родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестёр, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьёв, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приёмные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга (Источник).

раскопки на о. Бахрейн (Дильмун)

Матриархат не значит "отсталость".

"Родовая организация у горных народов Северо-Восточной Индии существует в двух формах: матрилинейной (у тибето-бирманцев — гаро, мон-кхмеров — кхаси) и патрилинейной. Интересно отметить, что матрилинейные народы Ассамских гор принадлежат к числу наиболее развитых этносов, особенно кхаси, которые по общему уровню культуры приближаются скорее к развитым народам равнин, чем к горным племенам. Матрилинейность у них не является признаком примитивности развития, так же как и сохранение развитой родовой организации в целом отнюдь не свидетельствует об архаичности их структуры; напротив, к числу таких народов относятся политически наиболее активные нага, кхаси и гаро, которые в настоящее время добились создания собственных автономных штатов", - пишет С. А. Маретина в статье "Особенности социальной организации мотыжных земледельцев Северо-Восточной Индии".

А кое-кто "кукарекает" совсем иное: 

"У всех «матриархальных» обществ невостребованность мужчин и мужских качеств оборачивается исторической катастрофой. Вековое лежание кверху пузом под бананом в Западной Африке и идиллическая пастьба буйволов в горах Южной Индии неизбежно ведут к отставанию, потере активности, организованности, неспособности дать отпор врагу и выдержать технологическую перестройку. «Матриархальные общества» — это отсталые общества, обречённые потерять землю, которую предки завоёвывали кровью и преобразовывали потом. А патриархальные победители пинками погонят их работать" (Источник).

О патриархальных "обертонах" инициации мальчиков.

Н. А. Бутинов пишет об инициации у папуасов:

"Чтобы стать членом семьи, достаточно родиться один раз. Чтобы стать членом рода, надо родиться дважды [1]. Носителем семейного начала является женщина, а родового — мужчина [2]. Поэтому переход из семьи в род мыслится как отчуждение подростка от женщин и приобщение его к миру мужчин. Задача обрядов инициации на о-ве Вогео, согласно Я. Хогбину, — сделать из мальчика мужчину.

Обряды инициации мальчиков начинаются иногда в раннем детстве. В племени гахуку-гама мальчиков в возрасте 5—6 лет отбирают от матерей и заставляют часто мыться в ручье, чтобы они смыли «женскую грязь» со своей кожи; этот обряд мыслится как ритуальный отрыв мальчика от матери. В возрасте от 10 до 15 лет подростки живут в мужском доме и избегают контактов с женщинами. В возрасте от 15 до 19 лет они полностью изолированы от женщин и не могут есть пищу, приготовленную ими. На о-ве Вогео мальчиков в раннем детстве отнимают от матерей и заставляют спать в мужском доме; они, конечно, часто убегают оттуда к своим матерям, но мужчины их за это наказывают. Смысл последующих обрядов состоит в том, чтобы удалить «женскую кровь» из организма подростка: ему надрезают пенис. В дальнейшем юноша сам периодически надрезает себе пенис и таким образом удаляет из себя «женскую кровь».

По представлениям людей племени гуру румба (Новая Гвинея), «вредное» воздействие женщин на ребёнка начинается ещё до появления его на свет: в утробе матери в ребёнка попадает «женская кровь». Потом он живёт в женской хижине, и на его коже скапливается «женская грязь»; ест пищу, которую готовят для него и дают ему женщины, и в его желудке скапливаются остатки «женской пищи». Обряды инициации в данном племени имеют целью удаление «грязи» с кожи, «женской крови» и остатков «женской пищи» из организма. Сначала удаляют «грязь»: подросток входит в ручей, моется, усиленно трёт тело листьями. Потом удаляют «женскую кровь», вызывая кровотечение из носа. Наконец, удаляют остатки «женской пищи»: вводят через горло в желудок гибкий ствол сахарного тростника и вызывают рвоту. После этого подросток около года избегает общения с женщинами: не берёт от них пищи, не ест плодов, выращенных женщинами. Много месяцев подряд он каждое утро искусственно вызывает рвоту, часто купается, трёт тело листьями, вызывает кровотечение из носа, питается только бананами, сахарным тростником — их выращивают мужчины. До самой старости он не ест ящериц, змей, лягушек, ибо существует поверье, что эти животные питаются менструальной кровью женщин".

Ну и кто после этого скажет, что патриархат — это естественное явление? Мальчики так и остались бы "маменькиными сыночками", если б мужики не насиловали их природу, если бы не взращивали из них некое подобие "янычар".

-------------------------------------------------------------------------------

[1] Я, конечно, не согласен с этим тезисом. Ребёнок по-любому является членом рода. У древних римлян отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребёнком, то есть членом рода, без "второго рождения". "Второе рождение" - это из другой пьесы. Когда говорят о "втором рождении", имеется в виду рождение в духе, духовное рождение. Но в СССР (статья Н. А. Бутинова была издана в 1980-м году) говорить об этом было нельзя, поэтому и писали про "второе рождение в роде", хотя это нонсенс.

[2] Определение рода из Википедии: "Род — одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии". Ещё одно опредедение: "Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхождение по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы" (Источник). Так что, Н. А. Бутинов здесь тоже неправ. Он путает род и общину. "ОБЩИ́НА (коммуна), самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном (коллективном) владении (и/или распоряжении) средствами произ-ва, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи. Представляет собой базовый социальный институт и первичную форму экономич. и социальной организации непосредств. производителей в доиндустриальных обществах" .