В Библии имя «Ашера» (не «Астарта»), главное ханаанское женское божество, передаётся во множественном числе — «ашерим», типа как «элохим» (множественное число от Эль, общего названия для божества у семитских народов ).
"В Судьях 3:7 используется форма множественного числа âshërôt. Некоторые учёные, озадаченные множественным числом, пытались исправить (или изменить) еврейский текст с âshërôt на ashtarot (сделав имя связанным со словом «стыд»; ср. также Судьи 2:13; 10:6; 1 Царств 7:3, 4; 12:10). Греческий перевод Септуагинты (датируемый примерно II в. до н. э.), а также латинская Вульгата, очевидно, были гораздо ближе к оригинальному , неогласованному еврейскому тексту, чем средневековые масореты или мы. И оба понимают àshërîm как «рощи», то есть связанные с деревьями, «священные рощи; освящённые территории».
Если исходить из свидетельских показаний Библии, кажется очевидным, что изначально в древнем Израиле была богиня по имени «Ашера», которая ассоциировалась с живыми деревьями и лесными святилищами на вершинах холмов, и которая иногда могла символизироваться деревянным шестом или изображением дерева. Термин должен относиться либо к деревянному столбу, то есть стилизованному дереву, либо к живому дереву, оба из которых являются символами богини Ашеры. В некотором смысле, они являются «заместителями» её в культе, возможно, из-за второй заповеди, запрещающей любое прямое представление самих божеств. Кажется довольно очевидным: пышное зелёное дерево олицетворяет богиню Ашеру, которая дарует жизнь бесплодной земле" (цит. по: Уильям Г. Девер. Была ли у Бога жена? Археология и народная религия в Древнем Израиле).
И далее Уильям Г. Девер рассказывает о Рут Хестрин:
"Рут Хестрин начала с того факта, что в позднем бронзовом веке частой иконографической сценой ханаанского искусства были изображения двух диких козлов, щиплющих нижние ветви дерева.
![]() |
Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.) |
Затем она рассмотрела эту сцену на знаменитом «кувшине» (или посвятительной вазе) из иудейского поселения Лахиш, раскопанном в 1930-х годах. Он был найден в яме-хранилище около XIII века до н. э. храма Фосса III на уровне VII. На кувшине изображена знакомая сцена двух диких козлов, щиплющих ветви дерева (очень похожего на менору или семисвечник).
![]() |
Кувшин из Лахиша. «Посвятительная надпись на кувшине из Лахиша показывает, что слово «Элат» расположено непосредственно над деревом, указывая на то, что дерево является символом богини Элат.» |
По верху древнеханаанским шрифтом шла посвятительная формула: «Маттан: приношение моей госпоже Элат». «Маттан», вероятно, является именем поклоняющегося, но его также можно перевести как «дар». «Элат» — женская форма имени ханаанского мужского божества Эла, а также одно из имён великой Матери, богини Ханаана, используемое параллельно с «Ашерой». Наконец, в вазе была найдена баранья кость. Итак, здесь у нас есть подношение богине Элат/Ашере.
При раскопках в яме храма Фосса в Лахише был обнаружен другой кувшин с похожей сценой, изображающей двух диких козлов. Здесь был изображён похожий мотив с лобковым треугольником, заменяющим дерево между козлами.
![]() |
Кувшин из храма Фосса III в Лахише, на котором изображён лобковый треугольник, окружённый козерогами; внизу увеличенное изображение; XIII в. до н. э. |
Таким образом, лобковый треугольник — символ с незапамятных времён рождения и жизни — и дерево были взаимозаменяемы, то есть они представляли одно и то же. Это было то, что древние хананеи и израильтяне когда-то инстинктивно знали. Но со временем знание, должно быть, было утеряно, и остался только «таинственный» символ дерева.
Затем Рут Хестрин заметила, что на ряде золотых или электрумовых подвесок позднего бронзового века богиня Ашера была изображена в весьма стилизованном виде, как только торс, но с выдающейся грудью и вульвой. Ясно, что она Ашера, потому что она носит знакомый пышный парик египетской богини-коровы Хатхор, которая изображена и названа на табличках как Кудшу, «Святая». Но то, что Хестрин увидела на ханаанских подвесках, было деревом, растущим из вульвы богини. Теперь стало яснее, чем когда-либо, что Ашера, символ женского лобкового треугольника, и дерево могли быть взаимозаменяемыми в ханаанской культовой иконографии.
Как будто этого было недостаточно, Хестрин продолжила ссылаться на несколько египетских гробниц второго тысячелетия до н. э., на которых полностью разветвлённое дерево изображено как женщина, предлагающая грудь с протянутой рукой и кормящая младенца. Одна из таких сцен изображает не кого иного, как сына фараона Тутмоса III, с полной надписью.
![]() |
Роспись гробницы 18-й египетской династии, изображающая сына фараона Тутмоса III, которого кормит грудью богиня-дерево |
![]() |
Богиня Хатхор в образе дерева, как Alma Mater ("кормящая Мать"). |
Ну, в принципе, связь богини с деревом для меня не новость, - исследуя крито-минойские древности, я много раз видел образ богини в виде священного дерева.
![]() |
Рисунок оправы золотого кольца из Вафейо. |
Siegel CMS 126 Arachne |
Я здесь, от себя, добавлю самое главное. Очевидно, представление Богини в образе дерева является архетипичным (в том смысле, как учит Карл Юнг, говоря о "коллективном бессознательном" человечества). И это представление связано с "основным мифом" матриархата. Богиня именно потому представляется и изображается в виде дерева, что она "даёт". И в этом смысле, она совершает жертвоприношение человечеству. Она, как дерево, жертвует собою, позволяя "козлам" объедать её листья и ветви.
![]() |
Фигурка Ашеры. XIII век до н. э., Израильский музей |
![]() |
Ашера кормит козлов. |
И здесь открывается истинный смысл жертвоприношения. Совершать богоугодное жертвоприношение — это значит кормить козлов, а не резать козлов. Дерево потому и является образом богини, что оно всецело отдаёт себя людям, жертвует собою: летом кормит людей своими плодами, а зимою согревает их теплом своих дров, и даже древесная зола используется как удобрение для огородов. Вот это я называю истинным жертвоприношением. А перерезать горло козлу — это нечто совершенно противоположное.
![]() |
Подвеска из электрума в виде стилизованной Ашеры с париком Хатхор и деревом, растущим из вульвы; XIV-XIII вв. до н.э. Как видим, из вульвы богини растёт дерево. Тогда как автор блога Old European Culture представляет её как "зернохранилище". На самом деле, если уж на то пошло, "семянохранилищем" является "лунный" бык. |
![]() |
Мемориальная доска Нового царства Египта в музее Винчестера, изображающая Богиню на льве и дающая все три её имени - (1) «Кудшу» («Святая» или Ашера-Хатор); (2) «Анат»; (3) Астарта. |
![]() |
Золотая подвеска с изображением Ашеры на льве, в парике Хатхор, держащей в руках горных козлов и змей; Сирия, 14-13 вв. до н. э. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий