14 июня 2025

У истоков пивоварения.

"Пивоварением в Древней Месопотамии занимались преимущественно женщины, они же заведовали и тавернами. Даже в «небесных сферах» хозяйкой «божественной таверны» (sa-bi-tum) была богиня Сидури, «что живёт у пучины моря». В «Законах царя Хаммурапи» содержатся древнейшие из сохранившихся законодательных актов о пиве — с этим напитком связаны два закона, из которых следует, что пивоварением и продажей пива занимаются исключительно женщины:

§ 108. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) не принимала зерно в качестве платы за пиво (šikarim), или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости пива (šikarim) к зерну, то эту хозяйку таверны должно изобличить и бросить её в воду.

§ 111. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) дала в долг 60 ка пива (šikarim), то во время сбора урожая она может получить 50 ка зерна" (Источник).

"В Древнем Египте пивоварение рассматривалось как домашнее занятие и выполнялось в основном женщинами. Скульптуры, резьба и другие формы искусства в основном изображают женщин, занимающихся пивоварением, согласно «Истории пива и пивоварения» Яна С. Хорнси" (Источник).

В некоторых районах Южной Америки чича, или кукурузное пиво, варилось женщинами из элиты общества инков.

«Женщины варили и продавали большую часть эля, который пили в Англии», - пишет Джудит М. Беннетт в своей книге «Эль, пиво и пивовары в Англии». Хозяйками пабов (эльхаусов) тоже были преимущественно женщины.

Есть также записи начала XIII века о том, что женщины управляли тавернами и пивоварнями в Дании, Голландии и Германии.

Женщины варили пиво в основном у себя дома, на кухнях, и, если готовили больше напитка, чем могли выпить домочадцы, продавали излишки соседям и прохожим. Но когда в конце XVIII века в пивоварение пришёл технический прогресс и пиво стало производиться в больших масштабах, «у женщин не было бы ни денег, ни места, ни времени, чтобы заниматься пивоварением на постоянной основе», - говорит Тара Нурин, журналист-фрилансер и автор статьи о пиве и спиртных напитках для Forbes.

Я думаю, что всё это началось ещё с раннего неолита, с земледелия, с зерна. Женщины занимались зерновыми культурами, они готовили каши и похлёбки, и, между делом, варили пиво. Кстати, пиво оказалось важнейшим стимулятором для привлечения мужчин к сельскому хозяйству. И над воротами ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе висела надпись крупными буквами: "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ПЬЁТ" (шутка).


Рассказ целительницы из ЮАР с моими комментами.

Сьюзен Кемпбелл в своей монографии "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" сообщает понемногу о современных целителях в ЮАР, в том числе о Кхумбулиле Мдлули. Кхумбулиле получила своё призвание к целительству в ранней юности. И это призвание очень сильно похоже на "шаманскую болезнь" у народов Сибири. Целительница рассказывает о себе:

"Предки начали призывать меня, когда мне было 12 лет [1]. Сейчас я практикую здесь, в Нтфоджени, уже 17 лет. Когда я была маленькой, мои родители не консультировались с целителями. Это началось со страданий [2]. У меня болел живот, эта боль не прекращалась даже ночью, когда я спала.

Однажды ночью мне приснилось, что пришёл большой человек с палкой [3]. Он бил меня [4]. Я ничего не почувствовала ни тогда, ни когда проснулась. После этого являлись предки. Мои близкие говорили мне, что я разговаривала на языке, который они не понимали [5]. Предки приходили, говорили через меня, и я танцевала. Когда это происходило, люди начинали говорить, что я сошла сума [6]. Они рассказывали мне, что я делала, но я не помнила ничего из этого.

В моих видениях эти предки дали мне новое имя. Я сказала своей семье, что моё новое имя — Принс Ламони Дламини. Оказалось, что это был один из наших пращуров. Я была напугана. Я не понимала, что происходит. Я шла в церковь и молилась, молилась, молилась. Я ходила в школу две недели в месяц, потом заболевала и сидела дома. В школе я могла вдруг потерять сознание, и меня отвозили в больницу. Врачи и сёстры ничем не могли помочь мне. Я приходила в себя и какое-то время чувствовала себя вполне хорошо. Эта 
болезнь была себе на уме. Она не реагировала на лекарства из больницы.

Болезнь и смятение продолжались годами. Учёба стала для меня борьбой, но я хотела закончить среднюю школу. 7 мая 1982 года я должна была сдавать экзамены, но явились предки. Они привели меня в то место, где я должна была проходить целительскую подготовку. Предки показали мне в видениях, куда мне следует отправиться. Я подробно описала это место своей сестре, и она отвезла меня туда. Мы поехали, и всё было точно так, как я говорила. Наставница ожидала моего приезда. Я проходила своё обучение недалеко от границы между Свазилендом и ЮАР в провинции Мананга.

Нас, учеников, было двенадцать человек — один мужчина и одиннадцать женщин [7]. Обучение было очень трудным. Мы не носили одежды выше пояса [8]. Мы не носили обуви, даже в зимние холода. Нам приходилось рано вставать, чтобы пахать землю, но пища, которую мы выращивали, предназначалась не нам [9]. Мы должны были иметь собственную еду из дома. Рано утром мы шли на реку и мылись, даже если было очень холодно [10]. Затем мы должны были принимать определенное лекарство предков, от которого нас рвало [11]. Мы очищали свои тела и шли назад к месту обучения. Потом являлись предки, и мы танцевали, танцевали без передышки [12]. Мы очистились, и теперь предки могли появляться легко [13]. После всего этого мы возвращались к работе. В таких условиях я проучилась год.

Днём наставница прятала разные вещи, а мы должны были находить их с помощью предков [14]. Наставница даже могла спросить: «Какого цвета автобус, который ходит в Манзини и возвращается вечером?» И хотя ты никогда не видел этого автобуса, предки могли подсказать тебе ответ [15]. Я могла сказать, какого цвета автобус, я отвечала на любые вопросы, но потом ничего не помнила [16]. Моя наставница рассказывала мне, что я говорила".