18 апреля 2022

О брачных обычаях в средневековой Скандинавии.

"Во многих других вопросах, таких как права наследования и собственности или выбор места жительства, у скандинавских женщин был голос, но не в отношении того, кто станет их спутником жизни. Роль этого института была настолько важна, что взрослые просто не могли отдать решение на откуп молодым людям, движимым любовью или страстью. Как в сагах, так и в реальности, потенциальные женихи должны сначала пообщаться с законным опекуном девушки, часто – в сопровождении собственных отцов или дядей. Причиной для отказа могло служить неподходящее происхождение или излишняя неотёсанность. Если соглашение достигалось, то дальше предстояло договариваться об объёмах имущественного взноса, который предстояло сделать каждой из сторон, наряду с другими формальностями, такими как дата свадьбы и жильё для молодожёнов. Девушка, как правило, об этих договорённостях узнавала последней", пишет Йоханна Катрин Фриксдоттир.

В принципе, у нас в крестьянской России вплоть до XX века поступали точно так же. Как известно, любовь зла — полюбишь и козла. Крестьяне, создававшие свои хозяйства потом и кровью, конечно не желали, чтобы их добро досталось какому-нибудь "козлу". Поэтому здесь всё решалось на уровне домохозяев. Именно они выбирали "товар" и торговались.

У вас товар, у нас – купец,
У вас девица, у нас – молодец.

У нас ключ, у вас – замок,
У нас шмель, у вас – цветок.

Наш матрас, у вас – подушка,
Наш поднос, а ваша – кружка.

А вот интересно: как при таком раскладе женились сироты? У меня, например, рано умерли родители, и мне пришлось всё делать самому, методом "научного тыка". Ну а в те времена, когда науки не существовало, как мог бедный крестьянский парень найти себе невесту и жену? Что-то подсказывает мне, что кража невесты и казачество на Дону, откуда "выдачи нет", могли быть заманчивым вариантом для такого рода парней.

Молочное братство.

"Согласно отдельным скандинавским законам [1], ребёнок начинал считаться частью местного сообщества после первого кормления. Мать кормила новорожденного грудью в присутствии посторонних, тем самым он символически признавался членом общины", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир. 

Интересный момент. 

Ну, а вот, допустим, если какой-нибудь инородец прилюдно прикоснулся губами к груди какой-нибудь туземной женщины, и она при этом не оттолкнула его? Мог ли инородец после этого считаться членом общины?

Этот вопрос я задаю, имея в виду крито-минойскую женскую "моду" ходить с обнажёнными грудями. Не было ли материнское молоко у них объединяющей общество сакральной ценностью? Типа святого Грааля...

Бернард Клервосский и чудо лактации. Существует легенда, что Матерь Божия явилась в молитве к Бернарду и брызнула молоком из своей груди. Этим жестом она показала ему, что она его мать, а Христос - его молочный брат.

-------------------------------------------------------------

[1] Mejsholm, Gränsland, 111–16.