02 февраля 2023

Совместные трапезы и возлияния в Маргиане.

"К югу от Гонура было раскопано монументальное здание храма со строгой и чёткой планировкой (рис. 6). 

 

При раскопках было найдено несколько особых, очень характерных помещений, в которых обнаружены «тщательно изготовленные глиняные чаны». «В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы». «Огромные конической формы чаны были найдены во многих помещениях, глубоко зарытыми в пол, причём в некоторых из них, как, например, на дне чана из «крытого дворика», были обнаружены микроскопические веточки эфедры. На полах многих помещений были найдены каменные тёрки, пестики и зернотёрки (часть их сохранила микроскопические зёрна мака, причём обнаружены они в таком количестве, что явно превышают нужды и потребности даже для обычных бытовых памятников). Итак, налицо полный набор предметов, необходимых для приготовления опьяняющих и галлюциногенных напитков. Существенно, если раньше остро дискутировался вопрос о том, какое растение употреблялось для этого, то теперь со всей определённостью ясно – для обитателей страны Маргуш это были мак и эфедра. Особый вид – эфедра-интермедиа до сих пор произрастает в предгорьях Копетдага, и можно полагать, что именно отсюда растение доставлялось в Юго-Восточные Каракумы в древности» (Сарианиди В.И. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ, 1989, №1, стр. 158).

 

«Эти и многие другие данные свидетельствуют в пользу утверждения о том, что в храме Тоголок-21 готовили одурманивающие культовые напитки. В мировой археологической практике этот факт впервые установлен для столь древнего периода. Очевидно, что приготовленный напиток затем использовался в ритуальных храмовых церемониях» (Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте Мургаба. Ашгабад, 2002, стр.174-175).

Википедия сообщает, что Храмовый город просуществовал до конца XVI века до н. э., а это значит, что он был современником кносского дворца-лабиринта.

Интересно, что там, в Кноссе, тоже обнаружены огромные сосуды.

Кносс. Дворец. Западные склады с пифосами, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
 

Это может свидетельствовать о приготовлении какого-то "хлёбова" для больших масс людей, которые могли собираться вместе на совместные трапезы с возлияниями.

О смысле татуировки.

Ж.-П. Дозон в статье "Африканские пути смерти и потусторонья" говорит, что скарификация в традиционных обществах используется для того, чтобы  индивиды одного рода (genre) [пола] отличались от противоположного рода [пола].

Интересное истолкование. Но, если оно верно, тогда скарификация возможна лишь в тех обществах, где люди ходят нагишом, "в чём мама родила". Потому что одежда обладает бесконечным набором выразительных средств для подчёркивания своей родовой и половой идентичности.

Да, и тут, конечно, можно вспомнить про татуировки, которые также можно рассматривать как средство подчёркивания родовой исключительности. Мы знаем, например, про женские татуировки у погребённых скифов из Пазырыкских курганов, однако скифы имели одежды и не ходили голышом. 

Значит, не всё тут просто и однозначно. Видимо, скарификации и татуировки, помимо вышеозначенного, имеют и другие смыслы.
 

Казанова, Хлестаков, князь Владимир и папуас-"бигмэн".

Похоже на то, что мужское вожделение одинаково толкает их и к "покорению" женщин, и к "покорению" племён и народов.

Здесь нужно подчеркнуть, что вожделение тесно связано с эгоизмом: если я, например, вожделею курицу во время голода, то отнюдь не из стремления к благу курицы.

Соответственно, сластолюбец, вожделеющий "овладеть" красавицами, вовсе не желает осчастливить их; они ему потребны лишь в той степени, в какой изысканная пища потребна для гурмана.

Я заметил удивительное совпадение в описании Казановы Стефаном Цвейгом и Хлестакова Николаем Гоголем. Оба - совершенно примитивные типы в умственном отношении, и оба одержимы страстью: первый - страстью к женскому полу, второй - страстью "пожрать" повкуснее. И обе эти страсти коренятся в одном вожделении - насыщения и удовлетворения собственной плоти. 

Как говорится, всё познаётся в сравнении. Так вот, образ постящегося в пустыне Иисуса является диаметрально противоположным типажу Хлестакова. Если Иисус   Христос, то, значит, Хлестаков — антихрист. 

Искушение святого Иллариона. 1896

Загадка табу.

В. В. Бочаров в статье "Истоки власти" пишет:

"Многие исследователи склонны отводить запрету решающую роль в процессе становления социальности. «Можно говорить даже, что в известном смысле первое табу предопределило первого человека» [Абрамян 1979: 107]". 

Как говорится, нет ничего нового под солнцем: современные учёные повторяют своими словами то, что давным-давно известно из Библии касательно запретного плода в Эдемском саду. Но там вполне понятен и известен источник табу — Бог. А каков источник табу в архаических обществах?

Когда европейские исследователи задавали вопросы, пытаясь установить мотивы того или иного поведения, то слышали в ответ обычную формулу — «так принято», или «это закон наших предков». То есть, надо полагать, что табу были установлены предками в стародавние времена. Потомки же исполняют табу совершенно бездумно, по традиции, как бы "на автомате", машинально, инстинктивно. А. Богданов так в своё время сформулировал эту мысль: «В старые времена людям жилось лучше, т.е., собственно, не лучше, а легче. И не в том смысле легче, чтобы меньше было труда и страданий, — нет, всего этого было более чем достаточно, — а думать людям не приходилось. За них думали другие — но и эти другие, собственно, тоже не думали, потому что и за них думали третьи, а за третьих, таким же образом, четвёртые и т. д. Казалось бы, что в этой цепи "недумания" должны были на самом конце оказаться какие-то "думающие", но и этого не было. Дело в том, что цепи конца не было. Цепь живых людей в своем целом соединялась с цепью мёртвых, и за живых думали мёртвые: это называлось заветами предков».

Вот такие "чудеса в решете" получаются с этим табу. Можно сказать, что табу создало человека разумного, а кто создал табу — совершенно невозможно понять.

Художник Андреев Александр Семёнович.