Ж.-П. Дозон в статье "Африканские пути смерти и потусторонья" говорит, что скарификация в традиционных обществах используется для того, чтобы индивиды одного рода (genre) [пола] отличались от противоположного рода [пола].
Интересное истолкование. Но, если оно верно, тогда скарификация возможна лишь в тех обществах, где люди ходят нагишом, "в чём мама родила". Потому что одежда обладает бесконечным набором выразительных средств для подчёркивания своей родовой и половой идентичности.
Да, и тут, конечно, можно вспомнить про татуировки, которые также можно рассматривать как средство подчёркивания родовой исключительности. Мы знаем, например, про женские татуировки у погребённых скифов из Пазырыкских курганов, однако скифы имели одежды и не ходили голышом.
Значит, не всё тут просто и однозначно. Видимо, скарификации и татуировки, помимо вышеозначенного, имеют и другие смыслы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий