01 января 2024

О «племенах» австралийских аборигенов.

Р. М. Берндт и К. Х. Берндт в совместной работе "Мир первых австралийцев" замечают: 

"Термин «племя» часто применяется в литературе об аборигенах неверно: так называют любую группу людей, живущих и кочующих совместно. Трудности в распознании объединений, которые действительно являются племенами, усугубляются ещё и тем, что в языках некоторых этнических групп аборигенов нет слова, эквивалентного слову «племя». <...> Существует мнение, что относительно района Западной пустыни следует говорить не о племенах, а о диалектных или лингвистических объединениях. То же можно сказать и о других районах Австралии, например о Западном и Северо-Восточном Арнемленде.

Что мы подразумеваем под понятием «племя»:

1. Племенем мы называем группу людей, которая занимает определённую территорию и претендует на право охоты и на отправление религиозных обрядов на ней благодаря действию какого-либо мифологического предписания или установки, сделанной каким-либо мифическим существом. Члены племени — фактически или в своих представлениях — связаны общей генеалогией и признают общие правила, регулирующие их поведение. Границы между такими объединениями часто обусловлены природными факторами. Однако иногда трудно определить, какому племени принадлежит та или иная местность, так как члены одного племени могут иметь право охотиться во владениях другого. Наибольшие трудности при определении границ территории обнаруживаются в Западной пустыне. Вопреки общераспространённому мнению, границы племенных территорий являются или были довольно неопределёнными и подвижными, и аборигены совершенно не боялись вступать на территории соседних племён, опасность представляло лишь вторжение в священные места.

2. Термин «племя» означает группу людей, которая владеет общим языком, или диалектом при условии, что они сами признают эту общность.

Немного о киммерийцах.

Жили-были в своё время кочевники-киммерийцы. После вытеснения киммерийцев из Северного Причерноморья скифами, те "прошлись копытом" по Передней Азии, Анатолии и Балканам.

Миграции киммерийцев

Поразительно, однако, то, что киммерийцы, некогда представлявшие собой грозную силу и навожившие ужас на жителей Закавказья, Малой и Передней Азии, не оставили после себя никаких следов. Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в южной части России и в других странах. "Таким образом следует признать, что в настоящее время в степной зоне Восточной Европы не известно ни одной археологической культуры или группы памятников, которые могли бы однозначно трактоваться как "киммерийские". Все мыслимые сочетания черногоровских и новочеркасских древностей с этниконом "киммерийцы" или "скифы" перебраны в отечественной литературе, но позитивный результат не достигнут, так как ни одно из этих сочетаний не может быть признано убедительным", - приходят к заключению А. Ю. Алексеев, Н. К. Качалова и С. Р. Тохтасьев в совместном исследовании "Киммерийцы: этнокультурная принадлежность" (СПб., 1993).

Кочевники вообще похожи на саранчу: эти насекомые, умножаясь в числе, в какой-то момент "становятся на крыло" и летят куда-то, пока не исчезнут где-нибудь в пустыне или в море. 

Изображение киммерийцев на ионийском саркофаге (Клазомены, VI век до н. э.)

Понятно, что кочевники не сидят на одном месте, и "перекати-поле" не образует культурного слоя. Но скифы хотя бы оставили после себя многочисленные погребения, а где погребения киммерийцев? Или они не "заморачивались" погребением умерших? Типа, "сдох Трофим, ну и хер с ним"? Удивительно всё-таки, насколько киммерийцы отличаются от строителей западно-кавказских дольменов. Одни прилагали колоссальные усилия для сооружения многотонных каменных гробниц, а другие, кажется, вовсе не копали никаких могил.   

О рабстве у индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в своей монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" приводит свидетельства американских авторов, которым трудно поверить.

"Во время зимних праздненств, когда люди были разделены не по родам, а по тайным обществам, рабы служили пищей для членов главного общества, общества каннибалов. "Церемония каннибализма, - пишет Boas, - состояла в том, что раб убивался, раздирался на куски и съедался каннибалами. Посвящение молодого каннибала происходило в лесу, откуда он должен был возвращаться в исступлённом состоянии. Ему приготавливали раба, или же он сам съедал первого попавшегося. В легендах часты упоминания о каннибале, поедающем 2-3 рабов. Позже, с исчезновением рабства, каннибал кусал встречавшихся; ему приготовляли вместо мяса рабов вяленую мертвечину" (стр. 79).

Это описание напоминает мне бредни православных сектоведов про "хлыстов" (христоверов). Что это вообще за "церемония каннибализма", о которой я слышу впервые? И почему этот Boas не называет ни название тайного общества, ни название племени, в котором практиковалась столь странная церемония? Похоже на бла-бла-бла пустопорожнее.

И ещё одну странность я заметил. С одной стороны, Ю. П. Аверкиева говорит, что "семьи рабов жили в доме хозяина [1]", а, с другой стороны она пишет о племени кассей, ссылаясь на высказывание Sterns'а, что они "с рабами обращаются как с собаками". Что-то тут не так. Не может человек в здравом уме держать в своём доме врагов. Римляне содержали своих рабов в эргастулах [2]. 

Новейшие сведения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, который пишет, что "большинство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для домохозяйств равнялось трём". Ладно, я ещё могу как-то понять, если в домохозяйстве хайда имелась одна девочка-рабыня. Её можно запугать, и, при случае, с ней можно легко справиться. Но если в домохозяйстве держать трёх женщин, и тем более трёх мужчин, это будет не жизнь, а сущий ад. Аверкиева пишет, что "рабами были преимущественно захваченные в бою пленники". Это самая опасная категория рабов. И вот, при всём при этом, "раньше каждый туземец хорошего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть", - свидетельствует Sproat в отношении нутка. Рабы выполняют все работы по хозяйству. Старые, дряхлые рабы ухаживают за детьми. В легендах цимшиян вождь приказывает рабам носить своё плачущее дитя. Там же сына вождя воспитывает рабыня, а рабы ухаживают за ним, приготовляют ему смолу для жевания, ежедневно перевозят его на остров, где он любит играть. Жена вождя приказывает рабам приготовить сытную пищу сыну; рабы его кормят, а мать ребёнка ничуть не боится того, что рабы могут отравить его или удавить.