05 июня 2023

Пра-пра-пра...дедушка римского Януса?

"В музее г. Газиантепа, западного соседа Урфы, хранится находка, которая заставляет задуматься о том, не являются ли Т-образные столбы (по крайней мере, в некоторых случаях) существами с двумя лицами. Эта скульптура, происхождение которой неизвестно, однако которая, весьма вероятно, относится к эпохе докерамического неолита, имеет, как и римский бог Янус, два в противоположные стороны смотрящих лица" (Клаус Шмидт).

О мегалитическом подвижничестве.

Клаус Шмидт пишет:

"На северном плато среди оставшихся в каменоломне ещё не обработанных и не отделённых от основания заготовок можно определить гигантский столб с Т-образным навершием (рис. 33). Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект из известных в регионе на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Два других немного меньших Т-образных столба обнаружены в каменоломне южного плато. Вес 7-метрового столба-колосса из каменоломни, если бы он был отделён от скального основания, составил бы примерно 50 тонн.

Отмечу, что общество было в состоянии, по крайней мере на короткое время, мобилизовать и организовать большие массы людей, иначе подобные работы - добыча камня, транспортировка, установка - были бы невозможны. Интересным сравнением здесь являются данные знаменитого норвежского исследователя Тора Хейердала, сообщающего об одном эксперименте на острове Пасхи. 180 человек должны были посредством верёвок и деревянных полозьев переместить по территории 12-тонную статую. А для транспортировки самых больших скульптур на острове Пасхи, вес которых достигал 100 т, ему потребовалось от 500 до 700 человек. Не углубляясь в обсуждение этого во всех отношениях отдалённого сравнения, предположим, что для строительства в Гёбекли Тепе необходима по численности такая же группа людей.

Теперь остаётся выяснить вопрос, по крайней мере, постараться приблизиться к его решению: проживало ли постоянно такое большое количество людей в этом месте, или, что вероятнее, они собирались по определённым поводам в Гёбекли Тепе? Как бы то ни было, данный комплекс сооружений мог возникнуть - притом что его возведение требовало от строителей огромных усилий - лишь при условии, что это место и происходящие на нём действия для всех участников имели исключительную важность". 

Да, я об этом уже думал касательно сооружения дольменов. На Западном Кавказе нет "типовых", стандартных дольменов, все они очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Это свидетельствует о том, что изготовление дольменов было делом не промышленным, а внутрисемейным; я думаю, люди собирались всем "миром" лишь для транспотрировки и установки каменных плит. И вот, какой же должен был быть стимул, чтобы заставить человека месяцами, изо дня в день, заниматься каторжной работой - колупать камни невесть чем?! Железных орудий тогда точно не было. Это ж надо иметь ангельское (или ослиное) терпение! Такое подвижничество "по плечу" лишь героям или святым.

Кстати, о святых. Вот жилище православного монаха-отшельника, высеченное им в камне в XV веке, Путна, Румыния. 

Даниил Сихаструл (1457-1504) считался святым при жизни, канонизирован румынской православной церквью в 1992 году.

Гёбекли Тепе — Чатал Хёюк: интересная параллель.

Этот горельеф животного, похожего на рептилию, был обнаружен Клаусом Шмидтом в первый день первого полевого сезона при осмотре поверхности Гёбекли Тепе. Длина фигуры животного - 81 см. К. Шмидт говорит, что сей артефакт откопали местные крестьяне, которым давно уже приходилось раскапывать и убирать со своих участков мешающие камни. 

По мнению Клауса Шмидта, данное изображение напоминает одну из центральных фигур Чатал Хёюка "рожающую богиню", согласно интерпретации Меллаарта. Речь идёт о семи фигурах; лицо во всех случаях было сбитым, руки и ноги часто разрушены. На одну из фигур нанесён рисунок неравномерной паутины, а её пуповина подчёркивается концентрическими кругами.


В нескольких случаях "богиня" находится над букранией (профессиональное обозначение изображения бычьей головы или отделённого от тела бычьего черепа). Комбинация "женщина и букрания" привела Меллаарта к выводу, что женщина рожает быка.

Клаус Шмидт говорит, что это сходство открывает широкое поле для рассуждений, однако сам он благоразумно уклоняется от каких-либо умозаключений. Потому что в этой задачке слишком много неизвестных.

Я лишь могу предложить отдалённую (возможную) аналогию с "рептилоидными" фигурками культуры Убейд.