(По материалам Хайде Гёттнер-Абендрот)
Матриархальные элементы в кельтских культурах чаще всего встречаются в религиозной сфере. Однако следует учитывать типичное для патриархальных обществ разделение религиозности, которое порождает доминирующую культуру и культуру угнетённых. Высшие классы военачальников и воинов поклонялись индоевропейским богам грозы и войны. Низшие классы сохраняли верования доиндоевропейского происхождения [1]. Доиндоевропейские боги, которых кельты заимствовали, — это Цернунн, бог-олень [2], и Луг, бог-маг. Они имеют матриархальное происхождение. Даже изначальная богиня пиктов Дана сохранилась в названиях особых элементов ландшафта. Например, богиня воплощалась в двух холмах, как её груди, как это показано на «Сосках Дану» (Килларни, Ирландия) и «Сосках Юры» (Кнок Сеннда, Шотландия).
![]() |
The Breasts of Dana, called “Paps of Jura,” Cnoc Seannda (Scotland)
|
Этот матриархальный элемент столь же отчётливо проявляется в богине Эрин/Эйре, которую в её святилище Тары в центре Ирландии также называют «Владыкой Эрин» (“Sovereignty of Erin”), то есть верховной властью (sovereignty) или свободой (freedom) страны Ирландия. Она выбирает своего Священного Царя, преподнося ему свою золотую чашу, наполненную красным напитком. Вариант Даны – древняя богиня Керридвен, с её «волшебным котлом», неиссякаемым источником жизни, исцеления и возрождения – явная отсылка к матриархальной религии возрождения. Её дочь – богиня Бригда/Бригид, «Высшая», также с магическим котлом в качестве «Котла Вдохновения», символизирующего духовную творческую сторону богини.