Вселенная есть самый большой демотиватор жизнедеятельности (по крайней мере, для меня). Осознание её бесконечности заставляет опустить руки и тихонько ползти на кладбище.
Говорят, в галактике, в которой мы живём, насчитывается от 200 до 400 миллиардов звёзд. В наблюдаемой части Вселенной — около двух триллионов галактик. В таких космических масштабах даже Земля незаметна, а человек — тем паче. Абсолютный ноль, с едва различимыми флуктуациями.
Бесконечность "уравнивает" абсолютно все человеческие достижения. Sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности») король и нищий равны. Потому что 1 доллар + бесконечность = бесконечность, и 1 миллиард долларов + бесконечность = бесконечность.
С этой точки зрения, всё равно: что — Путин, что — Распутин, что — воля, что — неволя. Ничто не важно под луной, ничто не ценно.
И как с этим жить?
Может быть, "обнулить" космическую бесконечность, превратить её в ничто, как это сделали индийские мудрецы задолго до нас? Может быть, Вселенная есть Майя (букв. «иллюзия», «видимость») или «лила»?
"Брахман полон всех совершенств. И если сказать, что у Брахмана есть какая-то цель в создании мира, то это будет означать, что он хочет достичь в процессе творения чего-то, чего у него нет. А это невозможно. Следовательно, у Брахмана не может быть цели в создании мира. Мир — это просто спонтанное творение Брахмана. Это лила, или игра, Брахмана. Лила указывает на спонтанную игровую активность Брахмана в отличие от осознанного волевого усилия".
Но от этого не легче. Что значит это "спонтанное творение"? Вот младенец, играя, обкакался, и его какашки можно назвать "спонтанным творением". Если у Брахмана не было никакой цели, — пойдите, докажите мне, что мир, в котором мы живём, это не говно.
Другой способ примирения с умопомрачительной реальностью состоит в допущении того, что за этим иллюзорным покрывалом Майи есть какая-то иная реальность. Не такая "говнистая", а лучшая.
![]() |
Художник Игорь Волков. |
Эту концепцию культивировали гностики в первых веках нашей эры. Мир, в котором мы живём, был сотворён Иалдабаофом, «злым богом», который отождествляется с ветхозаветным Яхве, иногда с Сатаной. А истинная родина души человеческой находится за пределами этого мира. Кстати, гностики представляли её в женском обличии и дали ей имя Эпинойя света. Эпинойя «утаена», разлита в мироздании, то есть она не имеет прямого конкретного проявления. Гностики считали, что это произошло в результате захвата власти «злым» демиургом, от которого, собственно и «скрывается» Эпинойя.
«Не любите мира, ни того, что в мире», - говорил Иисус своим ученикам (1Ин: 2:15), добавляя при этом, что его царство — "не от мира сего".
В народной румынской песне «Миоритца» рассказывается история про простого румынского пастушка.
Далеко за горами,
За горами-долами,
Где, как Рай, левада,
Проходили три стада
С тремя чабанами,
Молодыми парнями.
Один молдаванин,
Другой вранчанин,
А третий венгерец.
Двое пастухов из зависти решают убить молдаванина.
Дальше следует история о том, как одна овца из стада молдаванина узнала про это злое намерение и сообщила ему об опасности, предлагая защищаться и обороняться от надвигающейся беды.
Позови собаку,
Ту, что рвётся в драку,
Сильную и верную.
Ведь в пору вечернюю
Тебя хотят убить,
Убить-погубить...
Любопытно, что молдавский (румынский) пастушок не делает ничего, чтобы противостоять коварным замыслам своих бывших товарищей. Видимо, он рассматривает свою смерть как переход в прекрасный мир, где его ожидает божественная невеста. Чтобы не расстраивать овец, пастушок предлагает прибегнуть к следующей версии:
Скажи, овца моя,
Что обвенчался я
С царевной прекрасной,
С невестою ясной;
Как свадьбу играли,
Звезды сияли,
Одна упала;
Солнце держало,
Луна подымала
Венцы над нами;
Были гостями
Чинары да ели;
Птицы нам пели,
Нас величали,
А горы венчали.
Может быть, это тоже иллюзия, самообман, но "нас возвышающий обман", красивый обман... Мне, как эстету, любителю красоты, это нравится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий