17 июля 2023

"Вот такая загогулина, понимашь..."

"Тот — в первую очередь, бог письменности и счёта, покровитель писцов и (что то же самое) чиновников" (Ян Ассман).

Лицо статуи древнеегипетского жреца Каапера.

Вот ещё одно свидетельство того, что письменность и государственность, как двуликий Янус, представляют собой два модуса существования патриархата.

Для чего нужна письменность? В. И. Ленин (государственник до мозга костей) разъясняет:

«Учёт и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» [1].

Стало быть, на Крите всё же были чиновники? Ведь там нашли таблички с линейным письмом А. Ну и, кроме того, там же нашли и печати с иероглифами.

Cretan hieroglyphic seals


Блин... Моя концепция о матриархальной крито-минойской цивилизации дала глубокую трещину... Не представляю я себе матриархата с чиновниками. Это несовместимо (по крайней мере, в моей голове). Пичалька...

-------------------------------------------------------------------------------------

[1] "Разве не великое удовлетворение для короля — знать в любой момент каждого года число его подданных, общее и по областям, со всем достатком, богатством и бедностью каждого места; [число] его дворян и священнослужителей всех видов, монахов, католиков и тех, кто придерживается другой религии, размещённых по месту их жительства?...[Разве это не] полезное и необходимое удовольствие для него — быть способным в собственной канцелярии рассматривать во всякое время настоящее и прошлое состояние огромного царства, которое он возглавляет, и быть способным самому знать достоверно, в чём состоит его великолепие, его богатство и сила?"
Маркиз Вобан при предложении Людовику XIV ежегодной переписи в 1686 году.
 

Боги как союзники людей в противостоянии хаосу на Земле.

Судя по всему, жизнь во Вселенной, на своём примитивно-элементарном уровне, неистребима и бессмертна. Тараканы, говорят, с лёгкостью необычайной переносят радиацию. Некоторым микробам не страшна даже самая сильная радиация. А самый устойчивый к радиации организм — бактерия Deinococcus radiodurans. Даже доза, которая в тысячу раз превышает смертельную для человека, не причинит ей особого вреда. Я где-то читал, что есть такие бактерии, которые могут жить в кипятке гейзеров, и даже в серной кислоте.

Да что там говорить, - жизнь кипит и бурлит в выгребной яме под деревенским сортиром! Только эта жизнь в говне — не для человека. Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы особые условия, чтобы всё было чистое, - вода, воздух, земля, пища. 

И вот, ещё в древности люди заметили, что чистота в природе вовсе не обязательна и вовсе не гарантирована людям. Чистое может исчезнуть, и на его месте может оказаться грязное. 

Следовательно, люди заинтересованы в том, чтобы сохранять природу в чистоте и не допускать загрязнения.

Кристaльно чистая вoда. Пляж Баунти

Равным образом, функция культа состоит в том, чтобы помогать добру и отражать зло. И здесь, в этой точке, между "язычеством" и "человечностью" можно поставить знак равенства. 

Язычество можно определить как сожительство людей и богов на Земле. 

Земля опустошена,
Солнце не восходит,
Луна отсутствует — её больше нет.
Океан колеблется, Земля перевернулась,
Река уже не судоходна.
Весь мир плачет и стенает,
боги и богини, люди, просветлённые духи и умершие,
козы и коровы — все рыдают в голос...

"Пир на весь мир" в Халлан Чеми.

MICHAEL ROSENBERG и RICHARD W. REDDING в статье "Hallan Çemi and Early Village Organization in Eastern Anatolia" рассказывают про Халлан-Чеми (Hallan Çemi), протонеолитическую стоянку в предгорьях Тавра в восточной Анатолии.

Халлан Чеми - старейшая деревня, известная на сегодняшний день в Восточной Анатолии. Место раскопок представляет собой остатки по существу осёдлого общества охотников-собирателей, хотя и стоявшего на пороге одомашнивания животных, которое населяло верховья Тигра к концу одиннадцатого тысячелетия до нашей эры.

Экономика обитателей этого места была основана в основном на охоте и собирательстве. Миндаль, фисташки и бобовые, по-видимому, были наиболее интенсивно используемыми ресурсами дикорастущих растений. Дикие овцы и олени были наиболее интенсивно используемыми животными ресурсами, составляющими ок. 36% и 27%, соответственно, останков млекопитающих в фаунистическом сообществе. Останки овец/коз в совокупности составляют около 43% костей млекопитающих. Среди тех типов костей, по которым можно определить разницу между овцами и козами, овцы численно превосходят коз примерно в соотношении 6:1. Свинья была значительно меньшим компонентом их мясного рациона, составляя лишь около 12% останков млекопитающих. Однако обитатели участка в некоторой степени занимались свиноводством, по крайней мере, на последнем уровне застройки.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что рацион питания осёдлых обитателей Халлан Чеми - вчерашних охотников-собирателей - мало чем отличался от питания тех охотников-собирателей, которые вели мобильный, бродячий образ жизни. Я много раз задавался вопросом: зачем охотникам рисковать жизнью, пытаясь "завалить" мамонта, если вокруг полно мелкой дичи? Кажется, протонеолитические обитатели Халлан Чеми думали так же, как и я.

Полный череп зубра (без нижней челюсти) был найден в полуподземном сооружении; по-видимому, он когда-то висел на его северной стене, обращённый к входу. Помимо этого черепа, останки крупного рогатого скота отсутствуют среди останков фауны, а это означает, что крупный рогатый скот очень редко использовали в качестве пищевого животного, если вообще когда-либо использовали.

Можно предположить, что быки и коровы были священными животными, на которых охота была запрещена. Ну, или, как я сказал, охотились на тех животных, на которых легче и проще охотиться. На козлов гораздо труднее охотиться, чем на овец. А на диких туров охотиться труднее, чем на козлов.

Есть достаточно веские доказательства существования общественных зданий, и, по-видимому, таких зданий было два в Халлан Чеми. Таким образом, вполне возможно одновременное существование двух наддомовых групп, несмотря на относительно небольшой размер сообщества. Это отличается от аналогичного случая в PPNB Beidha и другого объекта эпохи PPNB в восточной Анатолии - Невали Чори, - в обоих из которых одновременно используется только одно общественное здание.

На раскопках найдено значительное количество каменных чаш, которые  украшены мотивами, имевшими символическое значение, в силу их повторяемости.