17 июля 2023

Боги как союзники людей в противостоянии хаосу на Земле.

Судя по всему, жизнь во Вселенной, на своём примитивно-элементарном уровне, неистребима и бессмертна. Тараканы, говорят, с лёгкостью необычайной переносят радиацию. Некоторым микробам не страшна даже самая сильная радиация. А самый устойчивый к радиации организм — бактерия Deinococcus radiodurans. Даже доза, которая в тысячу раз превышает смертельную для человека, не причинит ей особого вреда. Я где-то читал, что есть такие бактерии, которые могут жить в кипятке гейзеров, и даже в серной кислоте.

Да что там говорить, - жизнь кипит и бурлит в выгребной яме под деревенским сортиром! Только эта жизнь в говне — не для человека. Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы особые условия, чтобы всё было чистое, - вода, воздух, земля, пища. 

И вот, ещё в древности люди заметили, что чистота в природе вовсе не обязательна и вовсе не гарантирована людям. Чистое может исчезнуть, и на его месте может оказаться грязное. 

Следовательно, люди заинтересованы в том, чтобы сохранять природу в чистоте и не допускать загрязнения.

Кристaльно чистая вoда. Пляж Баунти

Равным образом, функция культа состоит в том, чтобы помогать добру и отражать зло. И здесь, в этой точке, между "язычеством" и "человечностью" можно поставить знак равенства. 

Язычество можно определить как сожительство людей и богов на Земле. 

Земля опустошена,
Солнце не восходит,
Луна отсутствует — её больше нет.
Океан колеблется, Земля перевернулась,
Река уже не судоходна.
Весь мир плачет и стенает,
боги и богини, люди, просветлённые духи и умершие,
козы и коровы — все рыдают в голос...

"В процитированном ритуальном тексте речь идёт о смерти Осириса, которая привела к остановке космическую жизнь. Но — подобно тому, как страдание богов превращает мир в пустыню, заставляет всякую жизнь иссякнуть — их счастье распространяет повсюду свет и изобилие. «Небо смеётся! Земля ликует...» - поёт хор во вступительной части «Пасхальной кантаты» И. С. Баха, посвящённой теме Воскресения Христа. В этих словах сохранилось что-то от сознания, улавливавшего драматическую взаимосвязь между Богом и человеком, космосом и тварным миром", - говорит Ян Ассман.

"Около 2000 года до н.э., после распада Древнего царства, распространившаяся всюду анархия, утрата чувства осмысленности мира и кризис жизнеобеспечения породили литературу, которая, в форме риторических жалоб, описывала состояние страны как хаос, «перевёрнутый мир», нарушение социального порядка, войну всех против всех, разгул насилия, обнищание и всеобщую погибель. В этих жалобах (главным образом в «Пророчестве Нефертити») природе тоже отводится важная роль:

(37) Солнце закроется тучами и не будет больше сиять,
чтобы люди могли видеть;
а человек не живёт, когда (Солнце) закрыто тучами.
Река Египта высохнет,
воду будут переходить вброд.
Река станет берегом,
а берег — рекой.
Южный ветер станет сражаться с северным ветром —
и небо превратится в один сплошной ураган.

(...)
(38) Ра отойдёт от людей.
Правда, ещё сохранится час его восхода,
но никто больше не будет знать, когда наступит полдень.
ибо нельзя будет увидеть никакой тени.
Ни одно лицо больше не будет ослеплено при виде его.

Покинутая богами природа будет существовать дальше, но человек не сможет жить в мире, утратившем свою связность, следовательно, лишившимся и солнечного сияния и порядка. 

Наиболее выразительная картина покинутой богами и ставщей непригодной для человеческой жизни природы рисуется в герметическом трактате «Асклепий». Когда свершится «прискорбное отделение» (dolenda secessio) богов от людей —

(40) Тогда земля начнёт колебаться и море не будет больше судоходным,
небо станет непроходимым для звёзд,
звёзды оставят свои пути.
Всякий божественный голос, принужденный к молчанию, затихнет.
Плоды земные сгниют, а почва не родит новых,
даже в воздух проникнет тлен.

Здесь описываются не последствия атомной войны, а грядущие итоги «десакрализации мира» — процесса, который тогда, в III - IV вв. н.э. (в эпоху противоборства египетской религии с гностическими, иудейскими и христианскими течениями), уже явственно обозначился. Типично египетское представление взаимосвязи между культовой религией и религией природы,
нигде не выражено с такой отчётливостью, как в этом тексте. Благочестие человека направлено в равной мере и на культовые изображения, и на природу, которая является «неподражаемым творением Божьим, славным сооружением, ... инструмен
том Божественной воли»; а боги поселяются на земле, вживаясь как в культовые изображения, так и в природу, «объединяющую в одно целое всё, что только есть в видимом мире до
тойного почитания, восхваления и любви». Темой всех «жалоб
»,
сочинявшихся египтянами с конца эпохи Древнего царства до конца эпохи античности, является катастрофическое состояние вселенной, которую сам человек сделал непригодной для жизни, ибо погрешил против гармонии действительности (мыслимой как социальный организм) — погрешил тем, что вёл себя «несолидарно». Начало полноты и изобилия, преобразующие землю в цветущий рай, — это Справедливость,
Маат. Зло превращает мир в пустыню, ибо вынуждает богов уйти из него, уйти не только из храмов, то есть «локального» измерения, но и из жизнетворных природных сил измерения космического".

Интересно, что архаические леса и поля были наполнены играющими сатирами и нимфами, а в III - IV веках н. э. по всему греко-римскому миру прозвучал вопль: "Умер, умер Великий Пан!"

И с тех пор на Земле продолжается "бурление говн", но смысла в этом бурлении становится всё меньше и меньше с каждым годом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий