09 декабря 2025

О смысле таврокатапсий.

Долгие "медитации" над феноменом привели к своего рода "откровению" о том, что смысл прыжков через быка заключался в отборе. Очевидно, те, которые успешно проходили это опасное для жизни испытание, таким образом входили в состав элиты.


В современном обществе нет никакого отбора в элиту, и на "политическом олимпе" мы наблюдаем множество случайных людей, которые никак не соответствуют занимаемым должностям. Наверно, всякого рода "саркозлы" отсеивались бы, если бы кандидатам на высокие должности предлагалось совершить такой же "кунстштюк", как на рисунке выше. 

Монотеизм на Крите, которого не было.

Обычно считается, что у этеокритян (др.-греч. Ἐτεόκρητες — «истинные критяне», т. е. «минойцы») была единая Богиня, которая затем "распалась", и у греков классической эпохи мы наблюдаем лишь "осколки" той Богини, в виде Афины, Артемиды, Деметры и Персефоны, Гестии, Геры, Геи. 

Это может быть, но в таком случае нам придётся допустить существование теократии на Крите до вторжения греков-ахейцев. Потому что единую Мать-Богиню можно определить как характерную черту монархических теократий, а не примитивных народных религий.

Г. В. Томский говорит, что "тенгрианство (тенгризм) было религией, которую исповедовали как Аттила, предводитель гуннов, так и Чингисхан, основатель Монгольской империи" (Источник). При этом "главный бог Тенгри («Небеса») поразительно похож на индоевропейского бога неба *Dyḗus". 

Иначе говоря, монотеизм легитимизирует правление монарха: монарх позиционирует себя как ставленника единого Бога, "сущего на небесах". Один Бог, один царь, один народ. Кто не с нами, тот против нас. Все другие боги — это черти, а их приверженцы — слуги дьявола.

По всей видимости, на Крите не было ни Миноса, ни "царя-жреца" Артура Эванса, ни других царей типа Чингисхана. Были ли царицы вместо царей? — Маловероятно. Поэтому, я полагаю беспочвенными фантазиями представления о поклонении единой Богине на Крите.