25 июня 2025

Комментарий на Арсения Тарковского.

Пляшет перед звёздами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,

Плачет погорелец на золе,

Плачет мать над люлькою пустой,

Плачет крепкий камень под пятой.

(Арсений Тарковский)

"Пляшет"—"плачет" в бытии Вселенной, как "плюс" и "минус" в математике, или "один" и "ноль" в двоичной системе счисления.

"Два в одном": весна и осень в году, юность и старость в жизни...

В этом смысле, что есть "добро" и что есть "зло"?

Очевидно, во Вселенной, в Природе, нет разделения на "добро" и "зло". Это разделение существует лишь в человеческой культуре. Вот, девочка на картине Джорджа Хикса оплакивает мёртвого щегла, а животные не оплакивают своих умерших.   

Мёртвый щегол. Джордж Элгар Хикс (1824-1914). 1878 г

Огонь, как животных, "приручили" женщины?

"Мысль о том, что именно необходимость постоянно поддерживать огонь в общем очаге племени стала причиной эмоционального выделения места и роли женщины в жизни первобытного общества, высказывалась неоднократно. Мало того, она стала общим местом в теоретических построениях о культуре наших пращуров, связав женский образ с очагом тем, что именно она оберегала его пламя, в то время когда мужчины занимались многодневной охотой.

Можно допустить, что сама связь женщины с очагом была лишь символом чего-то более глубинного, нежели технологическая забота о поддержании огня. Очаг, по видимости выступал в данном случае не просто как огонь, требующий постоянной заботы о себе, но как орудие труда, посредством которого женщина превращала доставленную охотниками добычу в средство существования. Таким образом, зверь и женщина оказывались в сознании логически связанными звеньями одной общей цепочки событий, определяющих процесс добычи и реализации объекта охотничьего промысла.

Особая роль женщины, заключающаяся в «сбережении огня» в эпоху палеолита, привела к её доминирующему началу, т.е. к матриархату.

Появление огнива способствовало усилению доминирования мужчины в социуме. Необходимость в постоянном поддержании огня отпадает и символом мужчины становится, помимо оружия, и огниво. Звание хозяина огня оказывается у мужчины" (цит. по: В. В. Черных. «Культ огня в мировоззренческой основе народов древней Руси»).