10 мая 2025

М. А. Энгельгардт о войне и государстве.

"Война создала государства; деспотизм укреплял их, сковывая вместе людей, непривыкших к подчинению («народы дикие любят независимость» etc.); рабство помогало их дальнейшему развитию", - пишет М. А. Энгельгардт.

"Первичный тип государства — военный тип; другого способа возникновения государств, кроме войны, не было. <...> 

В борьбе военных типов одерживал верх наиболее крепко скованный, т. е. наиболее проникнутый деспотизмом (в форме той или другой общественной иерархии) и наиболее обеспеченный рабами, за счёт которых правящие классы культивировали свои военные доблести. Этот процесс развития как нельзя лучше выяснен Спенсером, а любая история культуры или учебник всемирной истории иллюстрирует его.

Война между мелкими племенами создаёт более крупные агрегаты, которые продолжают взаимную грызню, пока не сформируется одно, два, три, десяток прочных, крепко связанных государств, — эти рано или поздно гибнуть под натиском нового роя мелких племён, среди которых возобновляется та же история.

Сотня скорпионов глотает друг друга, жиреет, раздувается, растёт; наконец, остаётся один, заглотивший всех остальных, чудовищный, осовевший, отяжелевший; откуда ни возьмись, врывается новая орава, разрывает его на клочки, затем обращается друг против друга: вот история всех народов и государств, созидавших и двигавших вперёд цивилизацию". <...>

"Мы уже знаем первый и капитальнейший результат войны, явившийся как бы программой или ключом вcero дальнейшего развития культуры. Повсюду, по всей земле, первобытный братский режим, первобытное племя-община выродились в деспотическую организацию под влиянием войны, «приучившей гнуться перед вождём, сначала временным, потом наследственным, и имевшей непосредственными последствиями рабство пленных, а затем и возникновение собственности, всё более и более эгоистической», — словом, положившей начало «общественной дифференциации»: тирании roспод и страданиям рабов, самодурству аристократии и раболепию массы, алчности богачей и зависти бедняков.


О патриархальной идеологии в Японии.

"Японское государственное законодательство поддерживало патриархальную и гетеронормативную (ре)продуктивную идеологию и регулировало (ре)продуктивные органы с эпохи Мэйдзи (1868–1912). Женская (ре)продуктивность стала частью стратегии социальной инженерии национального государства. Например, лозунг ryōsai kenbo (хорошие жёны и мудрые матери) культивировал потребность женщин рожать сыновей, которые вырастут, чтобы стать солдатами и, в конечном итоге, поддержать рост империи, и дочерей, которые станут, как призывал лозунг 1930-х годов, umeyo fuyaseyo (плодиться и размножаться)", - пишет Kazue Harada в своей монографии "Sexuality, Maternity, and (Re)productive Futures. Women’s Speculative Fiction in Contemporary Japan" (Published by Koninklijke Brill nv, Leiden, The Netherlands. 2022. Р.4).

Хм, выходит, что японское государство стимулировало женскую рождаемость отнюдь не для процветания японской нации, а для создания "Великой восточноазиатской сферы сопроцветания". То есть для выкачивания ресурсов из Восточной Азии и обогащения японского правящего класса.

Японская империя в 1942 году
 
Все погибшие на Тихом Океане во время Второй Мировой японские корабли.

В конечном итоге оказалось, что японское правительство стимулировало производство "дров" или "поленьев" для использования их в топке войны. 

«Люди-крысы».

"В последнее время выражение «люди-крысы» получило широкое распространение в китайских социальных сетях. Интернет-пользователи делятся видеороликами о времени, проведенном в основном в постели, за исключением походов ко входной двери, чтобы принять еду от курьера. Подтверждением того, что это явление получило широкое распространение, служит хэштег «люди-крысы», набравший 10 миллионов просмотров за последние два месяца в Weibo, популярной китайской социальной сети.

В одном из видеороликов молодая женщина так описывает свой ежедневный ленивый распорядок дня:

11:20 Просыпаюсь.

13:20 Встаю и съедаю доставленную еду.

14:20 Дремлю.

17:30 Заказываю чай с молоком.

18:10 Готовлю еду для котиков и кормлю их.

18:50 Возвращаюсь в постель.

20:00 Съедаю доставленную еду.

20:30 Смотрю сериал в постели.

02:30 Ложусь спать". 

(Источник)

Какой удивительный парадокс! - подумал я, прочитав это сообщение. - Молодая женщина из Китая, вроде бы, ничего не делает, однако, с другой стороны, она созидает патриархат. Потому что, как гласит русская народная поговорка, "под лежачий камень вода не течёт". Власть от неё так же далеко, как Луна от Земли. Да она и не хочет никакой власти, полностью довольствуясь тем что имеется. Она молча говорит: "не моего ума это дело; пусть властью распоряжаются Си Цзиньпин и другие чиновники-мужчины". Китайская пассивная женщина-"лежебока" — диаметральная противоположность борющейся и сражающейся амазонки.

Амазонки русского художника-символиста Николая Калмакова (1928).