"Первичный тип государства — военный тип; другого способа возникновения государств, кроме войны, не было. <...>
В борьбе военных типов одерживал верх наиболее крепко скованный, т. е. наиболее проникнутый деспотизмом (в форме той или другой общественной иерархии) и наиболее обеспеченный рабами, за счёт которых правящие классы культивировали свои военные доблести. Этот процесс развития как нельзя лучше выяснен Спенсером, а любая история культуры или учебник всемирной истории иллюстрирует его.
Война между мелкими племенами создаёт более крупные агрегаты, которые продолжают взаимную грызню, пока не сформируется одно, два, три, десяток прочных, крепко связанных государств, — эти рано или поздно гибнуть под натиском нового роя мелких племён, среди которых возобновляется та же история.
Сотня скорпионов глотает друг друга, жиреет, раздувается, растёт; наконец, остаётся один, заглотивший всех остальных, чудовищный, осовевший, отяжелевший; откуда ни возьмись, врывается новая орава, разрывает его на клочки, затем обращается друг против друга: вот история всех народов и государств, созидавших и двигавших вперёд цивилизацию". <...>
"Мы уже знаем первый и капитальнейший результат войны, явившийся как бы программой или ключом вcero дальнейшего развития культуры. Повсюду, по всей земле, первобытный братский режим, первобытное племя-община выродились в деспотическую организацию под влиянием войны, «приучившей гнуться перед вождём, сначала временным, потом наследственным, и имевшей непосредственными последствиями рабство пленных, а затем и возникновение собственности, всё более и более эгоистической», — словом, положившей начало «общественной дифференциации»: тирании roспод и страданиям рабов, самодурству аристократии и раболепию массы, алчности богачей и зависти бедняков.
солидарность, заменяя её дисциплиной, дрессировкой, муштровкой, беспрекословным, нерассуждающим повиновением вождю, ничего общего не имеющим с чувствами симпатии, жалости, сострадания. Оказывается, что человек не мог раздвоиться: сделаться жестоким, хищным, коварным, бессовестным в отношении иноплеменников, оставаясь в то же время любвеобильным, бескорыстным, совестливым в отношении к единоплеменникам. Выражаясь словами Спенсера, «привычка к насилию вне своего общества находится в противоречии с привычкой не совершать насилий внутри общества».
"Деспотизм, развивавшийся параллельно развитию военных типов, должен быль создавать с одной стороны властолюбие, которое сводится, в сущности, к желанию давить, гнуть, приструнивать себе подобных, с другой — раболепие и затаённую злобу. Властолюбие, страсть к угнетению, странное удовольствие, которое человек находит в том, что все вокруг него дрожат, «пикнуть не смеют», стоят на вытяжку, затаив дыхание, — властолюбие, так же как и любовь к драке, не коренное, а приобретённое свойство человеческой природы, продукт цивилизации. У тех немногих племён, которые остались в стороне от общего движения человечества, этого свойства нет. Нет подчинения (оно заменяется добровольной кооперацией) и нет желания подчинять.
ремесленнику, торговцу; политика, как эксплуатация слабых народов; деспотизм в государстве и семье, — всё это доведено до высшего расцвета Европой XVI—ХVII вв." <...>
Комментариев нет:
Отправить комментарий