05 ноября 2021

Древнеримский амулет.

 

Источник картинки
Найденные в Норфолке, Англия, фаллические амулеты обычно носили римляне для защиты от порчи и "сглаза".

Можно сделать предположение, что христианский обычай ношения нательных крестиков появился в пику древнеримскому обычаю ношения фаллических амулетов.

В наше время никто не рискнёт появиться на людях с таким золотым амулетом на шее; времена уже не те... Могут и голову оторвать вместе с амулетом.

Откуда есть пошёл русский народ?

Советский академик Бромлей говорил, что признаком этноса является эндогамия — браки только внутри этноса.

Тогда, стало быть, где практикуется экзогамия, там нет и не может быть этноса. 

"На ранних стадиях социальной эволюции экзогамия была особенно жёстко санкционирована", - читаем мы в Википедии

Надо полагать, эндогамные браки появились не ранее образования государственных "междусобойчиков" знати. Жениться на дочерях богатых "тузов", и выходить замуж за "тузов", стало выгодно. Несмотря на очевидные недостатки эндогамии:

Всё могут короли, всё могут короли!
И судьбы всей земли вершат они порой,
Но, что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король!

В таком случае, фразеологизм "отец народа" приобретает особый смысл. Мало того, что князь Владимир один внёс в генофонд древлян такой же вклад, как все остальные древлянские мужики вместе взятые [1], так он (и его кровные родственники-Рюриковичи) фактически был организатором клана, который стал "ядром" Древней Руси.

Я думаю, спать на жене из рода Рюриковичей было заветной мечтой всех мужиков Киевской Руси. Породниться с Рюриковичами — это значило примерно то же, что "взять Бога за бороду". 

Именно отсюда "есть пошёл русский народ"... До Рюриковичей его не было. Он стал "накатываться", как снежный ком вокруг снежка, вокруг государствообразующего клана Рюриковичей.

------------------------------------------------------------------

[1] "Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц" (ПВЛ).

Мария Гимбутас и её "белые вороны".

У Марии Гимбутас был богатый друг и покровитель, Ллойд Котсен, который сделал состояние, будучи председателем совета директоров мыловаренной и косметической компании Neutrogena, и раздавал миллионы на благотворительность. 

Котсен присоединился к косметической фирме своего тестя и к 1967 году стал её президентом, превратив компанию в мировой бренд. В 1994 году компания была продана Johnson & Johnson за 924 миллиона долларов, из которых Котсен получил около 350 миллионов долларов. Котсен делал благотворительные пожертвования в области образования и археологии. Он пожертвовал миллионы Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, который переименовал свой институт археологии в его честь. При его финансовой поддержке был открыт Институт археологии, под "крышей" которого работала Мария Гимбутас, и он же спонсировал "Journal of Indo-European Studies", выходящий четыре раза в год.

Мария Гимбутас с Франклином Мёрфи (слева) и Ллойдом Котсеном (справа) на праздновании
в честь этих двух ключевых спонсоров Котсеновского Института археологии. Институт Котсена. Фотоархив
.

О торгово-культурных связях минойского Крита с Индо-Хараппской цивилизацией.

Артур Эванс ещё в 1903 году интерпретировал длинные тройные перья, изящно ниспадающие сзади головного убора "царя-жреца", как перья из хвоста павлина. 

Это задаёт вопрос о торговых и культурных контактах (прямых или косвенных) между Эгейским морем и Южной Азией, родиной Индо-Хараппской цивилизации бронзового века.

Anne Chapin и Marie N. Pareja, авторы статьи "Peacock or Poppycock? Investigations into Exotic Animal Imagery in Minoan and Cycladic Art", полагают, что такие контакты имели место быть. 
На Эгейских островах археологи находят лазурит, сердолик и олово, которые служат индикаторами торговли Крита с регионами, расположенными за горами Загрос. Шахты по добыче лазурита находились на территории Бадахшана (Афганистан), и оттуда он распространялся дальше с течением времени: его можно найти в Маргиане в середине четвёртого тысячелетия до н.э., в Месопотамии в Убайдский период (5 300 - 3 750 гг. до н.э.), в Древнем Египте во второй половине четвёртого тысячелетия до н.э., и в Анатолии в середине третьего тысячелетия. Материал мог появиться на Крите в конце четвёртого тысячелетия, а в долине реки Инд - к началу Хараппского периода (3 300 - 2 800 лет до н.э.). 

Молитва к Матери Земле.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба или Заколдованная Богиня" (ООО «Урайская типография», г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область) на стр. 86 приводит стихотворение Л. Башлыковой под названием "Камлание".

О, Великая Сорни Най - о, Богиня Мать,
Извини, что потревожили Тебя.
Много воды утекло
С той поры, когда
Последний раз
Камлал перед тобой шаман.
Люди позабыли своих богов.
Прости их.
Сегодня наш народ
Нуждается в житейской мудрости.
Человек разучился любить тайгу.
Лесов, урманов нет - вырубили.
Гари кругом.
Зверь ушёл или погиб в огне пожаров.
Пусть звуки моего камлания
Эхом отдадутся в каждом сердце.
Чтоб знали и помнили, что есть
Такой маленький народ - манси,
С большим сердцем и душой ребёнка.
Болит, болит душа манси за
Загубленную тайгу, за реки и озёра.
Богата ты, Земля моя,
Нефтью и газом.
И рвут тебя на клочья злые вороны.
Оставляя после себя выжженные леса,
Загрязнённые реки, затуманенные лица озёр.
Стонет, стонет земля моя,
Трудно стало зверя добыть, рыбу поймать,
И мы, родные дети твои,
Стали ходить в пасынках.
О, Богиня - мать,
О, Великая Сорни Най.
Прими от нас запоздалые дары,
Принесённые от чистого сердца,
Всели в нас надежду на лучшее.