01 сентября 2022

Эскимосы и христиане.

По свидетельству К. Биркет-Смита, у всех эскимосов Аляски был запрещён брак между лицами, носящими одинаковые амулеты. 

Как говорит Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 175), у эскимосов Берингоморья был распространён обычай всем членам рода носить одинаковые или сходные амулеты, представлявшие собой части тела животного-тотема и служившие также, а может быть и прежде всего, опознавательными знаками для членов рода.

Одинаковые амулеты, по наблюдениям Э. Нельсона, носили члены одного рода. Отсюда следует вывод, что не только все члены одного стойбища считали себя родственниками друг друга, но и все, кто носили одинаковые амулеты. Если мужчина и женщины имели, например, амулет выдры, то это означало, что они произошли от одной матери-выдры и являются братом и сестрой друг другу.

Ну, а как у христиан насчёт этого? Ведь они носят нательные крестики и называют друг друга "братьями" и "сёстрами"...

В раннехристианской Церкви существовал обычай "духовных браков" (См.: Таинство любви (6)). Этот обычай заключался в том, что в доме христианина-аскета поселялась девушка-христианка, также принесшая обет безбрачного целомудрия и бдения чистой любви; их совместная жизнь слагалась в виде духовного союза, совершенно чистых братских отношений. 

Вообще говоря, христианство пестрит многочисленными примерами отречения от брачной жизни и вообще от половых отношений ради создания духовного братства, ибо "нет уже... ни мужеского пола, ни женского, но всё одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:27-28). 

Конечно, духовное братство всегда рассматривалось как высший идеал, доступный "могущим вместить". И надо отметить, что этот идеал никогда не вменялся к обязательному исполнению. Простые миряне всегда женились и выходили замуж, "как во времена Ноя".

Однако сохранилась любопытная легенда о крещении княгини Ольги в Константинополе. Как сообщает Летописец, 

"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна, подивился царь её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь". И крестил её царь с патриархом.<...> После крещения призвал её царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жёны". Она ж ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга".

Такшта, христиане - они всё-таки немножко "эскимосы".

Уроки жизни.

Когда мне было лет 10 - 12, пошёл я однажды за грибами и в лесополосе наткнулся на большую собаку, привязанную к дереву. Друг сказал "пошли отсюда быстрее", и только дома я осознал, что ту собаку оставили помирать голодной смертью. Может быть, мы, мальчишки, были её единственным шансом на спасение. Никогда не забуду её глаза.

Примерно в этом же возрасте, пошёл я однажды в школьный туалет и услышал мяуканье котят в яме с говном. Надо сказать, что учился я в деревенской школе, и туалет у нас был на улице, - кирпичное строение с бетонными полами и несколькими дырками в бетоне. Видимо, кто-то из близлежащих домов выбросил котят в нужник.

Всё. На этом полностью сформировалось моё представление о человеческой натуре. Позже, "запоем" читая Джека Лондона, я осознал, что кроме мразей бывают ещё и герои. Но школа не дала мне ничего для понимания сути человека. Уроки жизни намного "круче" школьных уроков.

Сингапурский археофутуризм.

«Висячие сады Семирамиды» художника Фердинанда Кнаба (1886).

Говорят, в действительности висячие сады относятся не к ассирийской царице Шаммурамат (811—805 гг. до н. э.), а к нововавилонской царице Амитис Мидийской (605—562 гг. до н. э.), но это дела не меняет. У меня возникают ассоциации с современным Сингапуром при взгляде на эти "висячие сады Семирамиды".

Отель-сад PARKROYAL В Сингапуре

 

Минойский Крит: "дворцовая" экономика или "храмовая"?

"В своих трудах о минойцах Эванс ввёл термин "дворцовая экономика" для описания доденежной системы, существовавшей в таких дворцовых городах, как Кносс. Урожай и другие товары собирались правительством, хранились в больших складских помещениях внутри дворцовой структуры и распределялись среди населения" (Источник).

Хм, а чем "дворцовая экономика" отличается от "храмовой экономики"?

Такая экономика имела место быть, например, в обществе древней Месопотамии. Храмы, первоначально хранившие общественное зерно, со временем обзавелись землёй и мастерскими, где трудились работники. Жрецы управляли производством и вели подробный учёт на глиняных табличках. 

Почему бы не предположить, что и на Крите была такая же "храмовая экономика"? Тем более, что и сам дворец в Кноссе часто называют как "дворец-храм". 

Другое дело, что в конце концов в Месопотамии храмовые хозяйства перешли в собственность государства и стали управляться чиновниками. Но это ещё большой вопрос: произошёл ли такой переход на Крите, появилась ли государственная бюрократия на Крите и "прихватизировала" ли она храмовые хозяйства?

У нас нет пока твёрдых и неоспоримых доказательств существования государственности в минойский период на Крите. Всем известны гробницы древнеегипетских фараонов, - а где гробницы крито-минойских царей? Поэтому, я думаю, там была не "дворцовая", а самая обыкновенная храмовая экономика.