18 июня 2023

Пылающий июнь.

Фредерик Лейтон Пылающий июнь 1895

 

Об "искусственном интеллекте".

В последнее время я наблюдаю всплеск восторженных публикаций о т. наз. "искусственном интеллекте" (ИИ). Может, и впрямь уже появился сверхчеловеческий разум? Только я не знаю, как обратиться к нему за помощью. На жёстком диске моего компьютера хранятся около тысячи книг по истории, религии, мифологии. Я вот уже несколько дней читаю и анализирую "Введение в мифологию" Александры Барковой; "водичку" пропускаю, а самое ценное "вылавливаю" и публикую со своими комментариями. Если ИИ и впрямь  интеллект, мне хотелось бы предложить ему сделать то же самое с оставшимися 999 книгами: отжать из них всю "водичку" и предоставть мне "выжимки" самого ценного материала. 

Я понимаю, что эта задачка "искусственному интеллекту" не по силам. Не может он отличить правду от лжи. Не обладает он сугубо человеческой системой координат: "верх" (хорошо) - "низ" (плохо), "правое" (хорошо) - "левое" (плохо), "вперёд" (хорошо) - "назад" (плохо), "центр" (хорошо) - "периферия" (плохо), и т. д. Если задать вопрос - к чему ИИ ближе, к человеку или калькулятору, - ответ будет: к калькулятору. Это супермощный калькулятор, не более того. Сколько слов находится в 1000 книг, он посчитает запросто, также запросто он найдёт все предложения со словом "матриархат", но проанализировать все эти предложения и составить из них научный труд размером с одну книгу, он, конечно, не может. На это способен только человек.  

А. Баркова о божествах восточных славян.

А. Баркова говорит, что в имена божеств, которые пришли на Русь через скифскую культуру, входит корень «бог». Корень «бог» – это слово само по себе имеет происхождение иранское и это слово этимологически однокоренное такому понятию, как «доля»: «бхага» (откуда и наше русское слово «благо»). А «доля» уже по-русски и в русской культуре имеет значение «судьба», «участь». Тут можно вспомнить Лермонтова, стихотворение «Бородино»: «Плохая им досталась доля…» – «доля» в значении «судьба».

Итак, все языческие славянские божества, в имя которых входит корень «бог», – они все иранского происхождения. Здесь, например, можно начать список со Стрибога, о котором мы знаем из «Слова о полку Игореве», где его внуками названы ветры, и также мы знаем, что когда Владимир был ещё не святым, когда он проводил свою языческую религиозную реформу, то он, повелев поставить идолы посреди двора теремного, в частности приказал поставить и идол Стрибога. Стрибог, вопреки мнению, которое когда-то было высказано, – дескать, ветры его внуки, значит, он – бог ветра, – нигде таковым не представлен. 

Далее – Сварог. Имя Сварога содержит корень, который присутствует в санскритском древнеиндийском слове «сварга», то есть «небо». И таким образом, предполагается, что Сварог – это бог неба.

Имя «Дажьбог» иранского происхождения и, как доказано лингвистами, содержит иранский корень «даг» со значением «жара».

Далее А. Баркова говорит о трёх богинях. Это Лада, Леля и Морена. Первые две, бесусловно, «кабинетные», то есть выдуманы учёными. Что касается Морены, её имя содержит индоевропейский корень *mr/*nr, известный нам в словах «смерть», «мор». Топоров и Иванов видят этот корень в таких словах как «мрак», «мороз», «нора», сюда же индийское название преисподней «нарака» и т. д. Словом, образ Нижнего мира как тёмного мира смерти.

В Моране угадывается образ Снежной Королевы.

Баркова считает, что изображения Морены уничтожались на Масленицу. На мой взгляд, это совсем не факт. Свою версию я изложил в записи "Масленица". Самая главная проблема с древнеславянскими богами и богинями заключается в том, что частенько у нас нет ничего кроме одного имени. Даже о сказочной Бабе Яге сохранилось гораздо больше информации, анализируя которую, В. Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки" реконструировал весь языческий "антураж", на фоне которого действует этот мифологический персонаж. 


Почему лешие одеваются "по-женски"?

"В зависимости от направления запахивания различают правый запах, когда левая пола запахивается поверх правой в правом направлении и левый запах, когда правая пола запахивается поверх левой. В европейской традиции правый запах считается мужским, а левый — женским. У китайцев традиционен правый запах; левый запах применялся для одежды покойников; японцы также применяют юкату с левым запахом для одевания покойников" (Источник).

"Признак лешего, независимо от того, благой он или отрицательный, – это то, что у него одежда запахнута на левую сторону. То есть это опять-таки отчётливый признак персонажа из потустороннего мира", - говорит Александра Баркова.

Интересно... Если лешие одеваются по-женски, то, может быть, все они, как пчёлы, - женского рода? Не лешие, а лешачихи?


Я почитал несколько статей про кавказских алмасты (картинка сверху), и у меня сложилось впечатление, что чаще встречаются рассказы о самках алмасты.