Как видно из сообщений первых русских исследователей, алеутская община в начале XIX в. состояла из родственников, выводивших своё происхождение от общего предка. Каждая такая группа родственников насчитывала от 10 до 40 малых семей. Все они жили в одном большом доме или же в селении, состоявшем из небольших смежных домов, рассчитанных на 2—3 семьи каждый. В селении имелось общественное здание, кажим, служившее для празднеств, совещаний, а такжеместом работы для мужчин. Во главе каждой группы стоял старейшина. По сообщению Г. И. Шелехова, звание старейшины не было наследственным, и родовые старейшины выбирались из числа людей наиболее авторитетных или же наиболее влиятельных благодаря обилию друзей или родственников. Поэтому старейшиной часто становился глава самой большой семьи рода.
Наиболее желательной формой брака у алеутов был брак с дочерью дяди со стороны матери. Эта форма брака, как указывает М. О. Косвен, исторически тесно связана с матриархатом.
Юноша и девушка не могли вступить в брак «без общего согласия своих родственников и, особенно, родителей и дядей своих». Тот факт, что на брак требовалось согласие не только родителей, но и родственников (т. е. сородичей), свидетельствует о значительной прочности родового строя. Часто родители обручали детей без их ведома и объявляли своим сыновьям и дочерям о том, что они посватаны, лишь тогда, когда приходило время брака. При этом «жених почти никогда не смел противоречить; но желание невесты очень часто было уважаемо, потому что выбор жениха почти всегда отдавался на ее волю». Если на брак были согласны все родственники, жених переезжал к невесте и промышлял зверя в пользу её родственников год или два, т. е. здесь налицо брак за отработку, тесно связанный, как известно, с переходом от матриархата к патриархату. Отработку за невесту жених мог заменить уплатой калыма её родителям и родственникам.