30 августа 2022

Раскопки неолитического поселения на юге Туркмении.

Монжукли-депе — древнее поселение на юге Туркменистана. Раскопки показали, что это место было заселено примерно в 6200 г. до н.э. и просуществовало до начала медного века.

Обитатели поселения были скотоводами и земледельцами, разводили овец и коз. Частью их жизни были регулярные пиршества, для которых, судя по многочисленным костям животным, оставшимся после трапез, использовалась площадь посреди посёлка. Жилища представляли собой небольшие квадратные глинобитные дома с колоннами посередине комнат. 

Интересно, что погребения совершались непосредственно под домами, причём под домами уже нежилыми. Вероятно, погребения были каким-то образом связаны с «жизненным циклом» домов, как часть ритуала «закрытия» дома.

 
План захоронения MDB2. Пожилую женщину похоронили на дне воронкообразной ямы, выкопанной под порогом бывшего дома № 7. Тело обсыпали охрой и положили возле рта кусок охры

Источник.

Таврокатапсия International Бронзового века.

Упоминание прыжков через быка хорошо засвидетельствовано в эгейских, хеттских, сирийских и египетском источниках бронзового века. География “прыжков с быками” не исчерпывается указанными выше регионами и мы видим следы таврокатапсии даже в Индии и Средней Азии.

Минойская цивилизация | золотое кольцо из Арханеса, Крит | 1450-1375 до н.э. | Музей Эшмола, AE 2237, 142528

Хараппская цивилизация | печать из Мохенджо-Даро № 312 | 2600–1900 гг. до н.э. | Национальный музей, Нью-Дели

Древний Египет | резная деревянная шкатулка из Кахуна | Династия 18, 1550-1292 годы до н.э. | Египетский музей в Каире, JE 28754, CG 44707

Древний Левант | оттиск печати из городища Алеппо в Сирии, фрагмент | около 1700 гг. до н.э. | Музей Лувра, Франция

Маргуш / Бактрия-Маргиана, Средняя Азия | “Амулет акробата” | 1900-1700г г. до н.э.

Древнехеттское царство | ваза Б из Хюсейндеде-Тепе, фрагмент | около 1650 года до н.э. | Археологический музей в Чоруме, Турция

Источник. Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Материнский род у алеутов.

Как видно из сообщений первых русских исследователей, алеутская община в начале XIX в. состояла из родственников, выводивших своё происхождение от общего предка. Каждая такая группа родственников насчитывала от 10 до 40 малых семей. Все они жили в одном большом доме или же в селении, состоявшем из небольших смежных домов, рассчитанных на 2—3 семьи каждый. В селении имелось общественное здание, кажим, служившее для празднеств, совещаний, а такжеместом работы для мужчин. Во главе каждой группы стоял старейшина. По сообщению Г. И. Шелехова, звание старейшины не было наследственным, и родовые старейшины выбирались из числа людей наиболее авторитетных или же наиболее влиятельных благодаря обилию друзей или родственников. Поэтому старейшиной часто становился глава самой большой семьи рода.

Наиболее желательной формой брака у алеутов был брак с дочерью дяди со стороны матери. Эта форма брака, как указывает М. О. Косвен, исторически тесно связана с матриархатом.

Юноша и девушка не могли вступить в брак «без общего согласия своих родственников и, особенно, родителей и дядей своих». Тот факт, что на брак требовалось согласие не только родителей, но и родственников (т. е. сородичей), свидетельствует о значительной прочности родового строя. Часто родители обручали детей без их ведома и объявляли своим сыновьям и дочерям о том, что они посватаны, лишь тогда, когда приходило время брака. При этом «жених почти никогда не смел противоречить; но желание невесты очень часто было уважаемо, потому что выбор жениха почти всегда отдавался на ее волю». Если на брак были согласны все родственники, жених переезжал к невесте и промышлял зверя в пользу её родственников год или два, т. е. здесь налицо брак за отработку, тесно связанный, как известно, с переходом от матриархата к патриархату. Отработку за невесту жених мог заменить уплатой калыма её родителям и родственникам.