30 августа 2022

Материнский род у алеутов.

Как видно из сообщений первых русских исследователей, алеутская община в начале XIX в. состояла из родственников, выводивших своё происхождение от общего предка. Каждая такая группа родственников насчитывала от 10 до 40 малых семей. Все они жили в одном большом доме или же в селении, состоявшем из небольших смежных домов, рассчитанных на 2—3 семьи каждый. В селении имелось общественное здание, кажим, служившее для празднеств, совещаний, а такжеместом работы для мужчин. Во главе каждой группы стоял старейшина. По сообщению Г. И. Шелехова, звание старейшины не было наследственным, и родовые старейшины выбирались из числа людей наиболее авторитетных или же наиболее влиятельных благодаря обилию друзей или родственников. Поэтому старейшиной часто становился глава самой большой семьи рода.

Наиболее желательной формой брака у алеутов был брак с дочерью дяди со стороны матери. Эта форма брака, как указывает М. О. Косвен, исторически тесно связана с матриархатом.

Юноша и девушка не могли вступить в брак «без общего согласия своих родственников и, особенно, родителей и дядей своих». Тот факт, что на брак требовалось согласие не только родителей, но и родственников (т. е. сородичей), свидетельствует о значительной прочности родового строя. Часто родители обручали детей без их ведома и объявляли своим сыновьям и дочерям о том, что они посватаны, лишь тогда, когда приходило время брака. При этом «жених почти никогда не смел противоречить; но желание невесты очень часто было уважаемо, потому что выбор жениха почти всегда отдавался на ее волю». Если на брак были согласны все родственники, жених переезжал к невесте и промышлял зверя в пользу её родственников год или два, т. е. здесь налицо брак за отработку, тесно связанный, как известно, с переходом от матриархата к патриархату. Отработку за невесту жених мог заменить уплатой калыма её родителям и родственникам.

По окончании срока отработки или после уплаты калыма жених мог или увезти девушку к себе домой, шли же навсегда остаться жить в селении своей жены; т. е. матрилокальный и патрилокальный брак сосуществовали. Есть указания на то, что муж мог увезти жену к себе только после рождения ребёнка, а пока женщина бездетна, брак оставался матрилокальным или дислокальным.

О положении и роли женщины в семье и роде имеется мало сведений. Известно, что при добывании пищи существовало между мужчинами и женщинами следующее разделение труда: мужчина занимался морской охотой, а женщина ловила рыбу. Для рыбной ловли женщины с детьми собирались группами и селились по речкам, изобиловавшим рыбой, где они и жили совершенно отдельно от мужчин, по-видимому, в течение довольно длительных периодов времени. Это свидетельствует о большой самостоятельности женщин и важной роли, которую они играли в алеутском обществе. Такое активное участие женщин в производственной жизни, конечно, более типично для материнского рода, нежели для отцовского.

У алеутов существовал обычай возвращения детей в их материнский род: все мальчики жили и воспитывались у брата своей матери, т. е. в своём материнском роде; девочки воспитывались матерью и бабушками под надзором этого же дяди. Неизвестно, возвращались ли они, достигнув совершеннолетия, к своим родителям или нет.

Отдельно остановимся на отмеченном И. Е. Вениаминовым обычае жителей острова Атка: аткинцы «охотно отдавали детей своих на воспитание родственникам и даже чужим людям. У них было также в обычае отдавать детей своих другим в усыновление, иногда даром, а иногда и за какие-либо вещи; и взявшие их к себе точно так же любили и воспитывали их, как бы собственных детей». Думается, что этот обычай представляет собой переходную форму от связанного с авункулатом обычая «возвращения детей» в материнский род, существовавшего у большинства алеутов. В период разложения рода обычай «возвращения детей» некоторое время продолжает ещё по традиции выполняться. Но так как нет уже чёткого деления на отцовский и материнский род, дети отдаются на воспитание или в усыновление не дяде по матери, а любым родственникам и даже чужим людям. Именно это явление мы, по-видимому, и наблюдаем у аткинцев. 

У алеутов существовал групповой брак. Мужчина имел право на младших незамужних сестёр своей жены. Также и женщина могла иметь одновременно двух мужей. По всей вероятности, второй муж был младшим братом первого. Наравне с первым мужем, второй муж заботился о прокормлении семьи. 

Укажем на один очень показательный брачный запрет: у алеутов дети одной матери и разных отцов не могли вступать в брак друг с другом, тогда как детям одного отца, но разных матерей разрешалось сочетаться браком, ибо они не считались родными. Запрет брака между детьми одной матери, по-видимому, имеет своим истоком матрилинейную филиацию. При матрилинейности единоутробные братья и сёстры являются членами одного материнского рода и благодаря родовой экзогамии не могут вступать в брак.  

 
Источник картинки


Комментариев нет:

Отправить комментарий