Крито-минойскую "безымянную" богиню и финикийско-карфагенскую богиню Танит сближает общая морская тематика.
Где-то я читал, что у шаманов имеются "входы" в неординарную реальность, то есть в потусторонний мир, мир духов и мёртвых. Таким "входом" может быть, например, дупло дерева в ординарной реальности, или какая-то нора в земле, или вход в пещеру. В этом смысле, море является одним большим "входом" в преисподнюю. Отсюда понятно, что дельфины и восьминоги, в изобилии представленные в крито-минойском искусстве, могут трактоваться, с одной стороны, как психопомпы, т. е. проводники душ умерших людей в потусторонний мир, а, с другой стороны, как вестники ("ангелы") Богини.
![]() |
Керамика минойской эпохи. Для бронзового века практически невозможно найти художественную культуру, которая умела бы рисовать животных лучше минойцев. |
![]() |
Символическое изображение Танит на стеле карфагенского тофета. 3 век до н. э. |