10 сентября 2025

Похвала римлянам.

Софья Агранович в своей монографии "Миф в слове и поэтика сказки. Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры" (Москва: МИФ, 2024) говорит, что "в Древнем Риме водоразборные колонки никогда не перекрывались. И это происходило не из-за технической отсталости: винные бочки кранами снабжались, а сами водопроводные системы были предельно сложны и технически совершенны. В частности, в них использовалась сложная система архимедовых винтов и колёс  для перекачки воды. Дело в том, что в сознании человека той эпохи любой источник (даже искусственный) понимался как живое существо, которое просто погибнет, если его временно перекрыть (как погибнет человек, которому пережали горло). Показательно, что водоводная труба в таких колонках оформлялась человеческим ликом, изо рта которого вытекала вода. Сейчас мы воспринимаем эти лики как освящённые длительной традицией скульптурные украшения декоративных водных источников (в первую очередь фонтанов). Однако для людей той эпохи их функция была не эстетической, а сакральной. Следовательно, до тех пор пока подобные мифологические представления были живы в сознании людей, даже элементарные технические нововведения, связанные с их отрицанием, были невозможны".

Уличный фонтан в Помпеях.

Перемены у мосо с появлением денег.

Siobhán M. Mattison в статье "Вклад эволюционистов в решение «матрилинейной загадки». Проверка модели Холдена, Сира и Мейса" сообщает следующее:

"Большинство мосо до недавнего времени занимались натуральным сельским хозяйством, выращивая такие культуры, как гречиха, кукуруза, пшеница, картофель и овощи для собственного пропитания, а также занимаясь животноводством, включая крупный рогатый скот, в качестве важного побочного занятия. Начиная с 1980-х годов и всё больше с середины 1990-х годов, часть мосо, проживающая преимущественно вдоль озера Лугу, зарабатывала на жизнь за счёт прибыли от процветающей туристической индустрии. Эта прибыль в некоторой степени распределяется общинно: каждая семья отправляет одного представителя для участия в общественных туристических мероприятиях, таких как публичные танцевальные представления и лодочные экскурсии к местам назначения на озере. Семейные отели и магазины, тем не менее, привели к существенной разнице в доходах между домохозяйствами, и доходы таковы, что большинство людей в районах, где распространён туризм, живут исключительно за счёт связанной с ним прибыли.

В традиционных семьях мосо женщины фактически передают собственность своим дочерям и их потомкам, в то время как мужчины мосо выступают в качестве временных совладельцев. Все потомки женщин, состоящих в родстве по материнской линии, имеют право узуфрукта на домашнее имущество, но только потомки женщин имеют право передавать имущество последующим поколениям.

До недавнего времени самым важным наследуемым ресурсом, общим для домохозяйства, была земля, но деньги и другие товары длительного пользования теперь стали более важными, особенно в районах, где развит туризм. В то время как земля исторически передавалась наследницам женского пола, этнографические данные свидетельствуют о том, что денежный доход наследуется как наследниками мужского, так и женского пола".

***