04 октября 2025

Матриархальные корни меритократии.

Мирча Элиаде передаёт сюжет о спуске богини Инанны (аккадской Иштар, западно-семитской Астарты) в подземный мир (Иркаллу), о её возвращении и о гибели её земного возлюбленного Думузи.

"Инанна решила спуститься в ад, чтобы забрать власть у своей старшей сестры Эрешкигаль. Будучи госпожой «Великого Верхнего Царства», она претендует на то, чтобы править и «Нижним Миром». Ей удаётся проникнуть во дворец Эрешкигаль, но по мере того, как она миновала Семь Дверей, привратник снимал с неё платья и украшения. Инанна является перед сестрой совершенно нагой — то есть лишённая всей своей «силы». Эрешкигаль устремляет на неё «взгляд смерти», и тело её застывает. По истечении трёх дней её преданный друг Ниншубура, следуя наставлениям, которые Инанна ему дала перед уходом, сообщает о случившемся богам Энлилю и Нанне-Син, но они отказываются вмешиваться, ведь проникнув в Страну Мёртвых — страну, которой правят нерушимые законы, — Инанна «вздумала заняться запретными делами». Тем не менее, Энлиль находит решение: он сотворяет двух посыльных и отправляет их в ад, снабжая «пищей жизни» и «живой водой». Прибегнув к хитрости, они оживляют «труп, который висел на гвозде», и Инанна уже готова выйти, как вдруг Семь Судей Ада (Ануннаки) останавливают её, говоря: «Где это слыхано, чтобы сошедший в ад поднялся обратно без ущерба? Если Инанна хочет подняться из ада, пусть предоставит замену!»

Инанна возвращается на землю в сопровождении отряда демонов, галла; они должны вернуть её назад, если она не отдаст им другого божественного существа. Сначала демоны хотели схватить Нишубуру, но Инанна их останавливает. Потом все они направляются к городам Умма и Бад-Тибира. Городские боги-покровители в ужасе ползают в пыли у ног Инанны, и богиня, смилостившись, решает поискать замену себе в другом месте. Наконец, они являются в Эрех. К своему удивлению и негодованию Инанна обнаруживает, что Думузи, вместо того, чтобы проливать слезы, сидит на своём троне в богатых одеждах, судя по всему, довольный тем, что стал единственным хозяином города. «Она вперила в него взгляд — взгляд смерти! Она произнесла слово — слово отчаяния! Она вскричала — криком проклятия! ’’Вот этот (говорит она демонам), уведите его! ” ».

Думузи умоляет своего шурина, бога-солнце Уту, превратить его в змея и бежит в жилище своей сестры Гештинанны, а затем в свою овчарню. Там его хватают демоны, подвергают пыткам и уносят в ад. Эпилог остаётся неизвестным из-за пробела в тексте".

Здесь, конечно, нельзя не заметить поразительного сходства со смертью семинариста (бурсака) Хомы Брута из повести "Вий" Н. В. Гоголя.

"... И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и всё сонмище кинулось подымать ему веки.

«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха".

Кажется, Думузи был вполне реальным человеком. Фигура Думузи, бывшего пастухом и ставшего царём города Бадибира благодаря любви к нему богини Инанны, упомянута в царских списках шумеров [1]. 

Насколько я понимаю, связь простого смертного Думузи с богиней трансформирует его сущность и превращает его в божественное существо. Ну, или, по крайней мере, наделяет его сверхъестественными качествами, не доступными обыкновенным людям. Именно поэтому демоны соглашаются унести Думузи в Страну Мёртвых в качестве заместительной жертвы, по качеству равной самой богине.

Здесь можно согласиться с А. Дугиным, который говорит, что эта история имеет ряд явных параллелей с базовым сюжетом Элевсинских мистерий. Там Деметра, желая сделать мальчика Демофонта бессмертным, обжигала его тело на огне; здесь Инанна тоже каким-то образом трансформировала пастушка Думузи в божественное существо. Надо полагать, что его царствование было всего лишь следствием его трансформации; без предшествующей трансформации он не смог бы занять место на царском троне.   

Имя Инанна является дошумерским и, скорее всего, восходит к хурритской (возможно, также хеттской) богине Ханнаханна [2], олицетворяющей Великую Мать в малоазийском культурном пространстве. Вероятно, это та же Великая Мать, святилищем которой служил культовый центр Чатал-Гююк, чьё существование прослеживается вплоть до VIII тысячелетия до Р.Х.

Конечно, здесь следует обратить внимание на матриархальный вектор всего повествования об Инанне и Думузи, однако основным моментом является вопрос о власти. И надо признать, что в дошумерском обществе этот вопрос имел вполне прозрачный и понятный ответ, чего не скажешь о современном обществе. Власть над людьми принадлежала категории "сверхлюдей", прошедших закалку через горнило испытаний, как Демофонт или Думузи. Наверно, так было не всегда, но, по крайней мере, имелось стремление к этому. Потому что отношения Инанны с Думузи в контексте мифа о спуске в Преисподнюю были основой посвятительного обряда шумерских царей.

Можно сколь угодно долго смеяться над этим обрядом, однако же в современном обществе картина ещё более смешная. Здесь вообще не существует никакого отбора человеческого материала, и в государственных органах могут оказаться кто угодно: и дураки, и психопаты, и преступники, "жулики, бандиты, воры всех мастей" (Вилли Токарев).

----------------------------------------------------------------------------

[1] Другой царь с таким же именем Думузи-рыбак правил в Уруке перед Гильгамешем. 

[2] Имя Ханнаханна соотносится с убейдской цивилизацией и палеоевфратскими этносами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий