07 августа 2023

О погребальных практиках крито-минойской и микенской культур.

«В самых ранних толосных погребениях, от которых в Греции сохранилось хоть малейшее свидетельство, в примитивных могильниках ранне-минойского Крита обнаруживаются заметные следы обугливания на остатках скелетов», — пишет Эванс. «Не существует удовлетворительного объяснения следов огня в этих толосах... очевидно, что внутри горело сильное пламя, оплавившее камни и металл, обжегшее глиняный пол, и тем не менее покойники не были им уничтожены». И далее: «В некоторых местах пол обожжён до терракоты, и камни растрескались от жара. Практически весь толстый погребальный слой почернел от огня и дыма, и многие кости и черепа сделались совершенно чёрными. Тем не менее исследования этих останков, проведённые другими учёными, подтвердили моё мнение, что речь не идёт о сожжении тел непосредственно после погребения: огонь применялся позднее, и тогда кости, подвергшиеся воздействию дыма и жара, чернели. С какой же целью зажигались в могильниках эти костры? Следует сознаться, что мы этого не знаем. Быть может, ради освещения или затем, чтобы выкурить из гробницы запах смерти, или ради погребального жертвоприношения или пира. Однако ни одна из перечисленных причин не требует столь мощного огня».

Похоже на то, что это не было кремацией на костре, как, например, в современной Индии.

Нильссон говорит: «До сих пор не было получено удовлетворительное объяснение этим кострам, поскольку попытки доказать существование кремации в микенскую эпоху невозможно принимать всерьёз. Остаётся лишь одно допустимое объяснение, а именно: огонь использовался в погребальном ритуале и культе мёртвых или для сжигания жертв, или для очищения, как полагает сэр Артур Эванс».

Ричард Б. Онианс полагает, что такое "поджаривание" на огне тел покойников было на самом деле одной из форм экскарнации (дефлеширования).

"В Италии мы найдём следы подобных обычаев начиная с каменного века. «Наличествуют признаки того, что тела палеолита не сжигались, но подвергались воздействию огня, причём смысл этой церемонии пока остаётся невыясненным... Примерно так же обращались со своими покойниками и люди неолита. Мы вновь обнаруживаем следы процесса жарки, обугливания, что бы они ни значили, однако тела практически никогда не кремируются полностью», — пишет Роуз. Наряду с этим обрядом практиковалась и scarnitura, т.е. обнажение костей перед похоронами.

По сообщению Варрона, сын, сжигавший и хоронивший отца, «как только находил кость, объявлял, что покойник превратился в бога», т.е. в освобождённого гения (Plut. Моr. 267 b (Aet. Rom. XIV); Cic. Leg. II 9, 22). Мы видели, что при жизни гений отчётливее всего проявлялся в огненной стихии [1]. Дун отмечает, что в могилах палеолита огнём обрабатывали лишь тела тех, кто достиг зрелости, а значит, только у них была душа, нуждавшаяся в освобождении от тела. Эта душа, проявлявшаяся лишь по достижении половой зрелости, отвечала за порождение, как и известный в историческое время гений. В этих могилах голову оберегают от воздействия пламени, но опять же речь идёт только о взрослых. Даже в историческое время тех, кто не достиг зрелости, хоронили с иными обрядами.

Считалось, что животная жизнь и растительная существуют по одним и тем же принципам — это также проливает свет на идеи, связанные с высушиванием костей, в особенности с применением жара. Высушивание отделяло плоть и спасало от разложения, от вредителей, так обрабатывали семена, например бобы: «после того как высохнут на ниве, немедленно, прежде чем начнётся рост луны, охладив, перенести в житницы, и будут в безопасности от паразитов» (Colum. Rust. II 10, 11). Перед молотьбой колосья высушивали на солнце (II 20, 3). В Швеции и Курляндии колосья обычно высушивали в специальном помещении до молотьбы (Hitzrige). Также поступали и в России".

Судя по нижеприведённой картинке, в Древнем Египте тоже высушивали тела покойников.

Уличный продавец мумий. Египет, 1875 г

Хотя, конечно, в Египте не всё так однозначно. Зачем, например, сохраняли "ливер" покойников в канопах?

древнеегипетские канопы

Да и сами древнеегипетские саркофаги никак не "умещаются" в теорию Ричарда Онианса. Зачем египтяне делали их?

Василий Розанов заметил, что ритуал погребения у египтян вышел из подражания фазам окукливающейся гусеницы.

"Каптерев задумался и сказал: «Открыто наблюдениями, что в гусенице, обвившейся коконом, и которая кажется — умершею, начинается после этого действительно перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но — действительно умирает... Только на месте умершей гусеницы начинает становиться что-то другое; но — именно этой определённой гусеницы, как бы гусеницы-лица, как бы с фамилиею и именем: ибо из всякой гусеницы, сюда положенной, выйдет — вон та бабочка. А если вы гусеницу эту проткнёте, напр., булавкою, тогда и бабочки из неё не выйдет, ничего не выйдет, и гроб останется гробом, а тело — не воскреснет». Тогда-то, тогда мне стало понятно, почему феллахи (потомки древних египтян, явно сохранившие всю их веру) плакали и стреляли из ружей в европейцев, когда те перевозили мумии, извлечённые из пирамид и из царских могил. Они, эти нигилисты, заживо умершие и протухшие, не понимая ни жизни, ни смерти, «нарушили целость тела их (феллахов) предков» и тем лишили их «воскресения». Они, о чём предупредил Каптерев, как бы «разломили мумии пополам», или, всё равно — пронзили иголкою «куколку», после чего она приобщается смерти без бытия. Тогда мысль, что «бабочка есть душа гусеницы», «энтелехия гусеницы» (Флоренский) — ещё более утвердилась у меня: а главное — мне разъяснилось и доказалось, что египтяне в мышлении и открытиях «загробного существования» шли тем же путём, как я, т. е. «через бабочку» и её «фазы». Тогда для меня ясны стали саркофаги — мумии. Кто видал их в нижнем этаже Эрмитажа, тот не мог не поразиться раньше всего — величиною. Зачем — такой большой, огромный саркофаг — для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это — «кокон» куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон, какой, безусловно, строит себе всякая гусеница — и египтянин себе изготовлял, «окукливаясь». И тело клалось — в пелены, «завёртывалось», как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо «выпуская из себя» шёлковые нити, прямо делает себе «шёлковую рубашечку»."

Надо прямо сказать, что тело Иисуса Христа было погребено именно по древнеегипетскому образцу. Вырубленная в каменной скале гробница напоминает «кокон»-саркофаг, а плащаница — «шёлковую рубашечку».  
 

---------------------------------------------------------------------

[1] Интересно, что славяне по традиционному местообитанию домового (за печью, под печью) его именуют его запечником или подпечником.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий