Учёные из Университета Дьюка (США) работали с популяцией макак, которых в 1938 году в научных целях поселили на одном из островов вблизи Пуэрто-Рико. Более семидесяти лет обезьян никто не беспокоил (если не считать зоологов), то есть животные могли устраивать свою жизнь, исходя из собственных соображений. Такая изолированная популяция позволяла проследить генетическую судьбу каждой особи. Учёных же в первую очередь интересовали проявления социальной жизни макак: у кого сколько врагов, у кого сколько друзей, с кем обезьяна дружит тесно, с кем — лишь обменивается формальными приветствиями и т. д. Материалом к анализу социальных взаимодействий послужили видеозаписи, сделанные на протяжении двух лет, на которых были запечатлены общающиеся друг с другом животные. В результате перед исследователями предстала весьма сложная сеть взаимодействий, где одни особи проявляли больше дружелюбия и пользовались популярностью, а другие, наоборот, в личном общении были грубы, и контакты с ними ограничивались беглыми формальностями. И когда зоологи совместили полученную «социальную сеть» с фамильными деревьями макак, оказалось, что одинаковые социальные склонности встречаются у родственных животных. В популяции доминировали две крайности: макаки были либо дружелюбны, либо агрессивны, но вот среднее значение, то есть равнодушие, игнорирование окружающих встречалось намного реже. Злые и добрые резусы объединялись по родственному признаку, в семьи, и это можно легко объяснить: репродуктивный успех сопутствует либо приятным и милым особям, либо тем, кто может подавить, принудить другого, но никак не тем, кому до других нет никакого дела. То есть естественный отбор благоприятствует в целом склонности вступать в социальные контакты, вне зависимости от того, как этот контакт эмоционально окрашен. Другими словами, фраза «Я люблю тебя!» и фраза «Ты меня бесишь!» с точки зрения эволюции одинаково благоприятны для развития вида, потому что читать их надо так: «Подойди ко мне, я скажу тебе, как я люблю тебя!» и «Подойди ко мне, я скажу тебе, что ты меня бесишь!» (Источник).
Это, конечно, полная чушь и ахинея, что агрессия и любовь "одинаково благоприятны для развития вида". Где ныне гунны, и где воинственные готы? Они, как тучи саранчи, налетели на города Римской империи, и исчезли без следа. А сидели бы они тихо, не лезли бы на рожон, - глядишь, и сохранились бы как этносы.
Но в другом отношении, это весьма ценная заметка. Она говорит о том, что даже среди обезьян имеются свои "овцы" и "козлища". Значит, это разделение на два "полюса" имеет дочеловеческие корни. Свой "рай", и свой "ад" есть и у животных. Причём, и "овцы", и "козлища" создают свои "междусобойчики", и наверно между ними происходит перманентная борьба. Можно предполагать, что победа "овец" означает установление либеральных матриархальных отношений, а победа "козлищ" приводит к торжеству брутально-силовых патриархальных отношений. То есть, и матриархат, и патриархат уже "запрограммированы" на дочеловеческом уровне. Кстати, может быть именно таким образом в первобытном стаде появлялись первые "очаги" матриархальных отношений? Л.Н. Толстой написал в своём дневнике: "Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более
люди добрые должны объединяться для того чтобы творить добро. Если сила
плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям чтобы стать силой,
надо сделать то же самое". Может быть, так оно и было в истории. Пусть не везде, но где-то добрые резусы люди объединились и фраза «Ты меня бесишь!» попала в разряд табуированной лексики.
Спрашивается, почему макаки-"козлища" за более чем 70 лет не истребили всех макак-"овец"? Ведь от слов «Ты меня бесишь!» до убийства ненавистного субъекта всего один шаг. Вот это - загадка природы. Значит ли это, что "козлища" без "овец" не могут прожить и поэтому вынуждены терпеть их присутствие?