08 октября 2021

О высосанных из пальца вождях и вождествах.

Африканист И. Е. Синицына в монографии "В мире обычая" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997) пишет: 

"«Непонимание» социальной организации африканских автохтонных структур привело к тому, что начиная с первых колониальных документов вплоть до конца колониальной эпохи африканские правители и их аппарат (правители областей, советники, законоведы, исполнители приговоров, придворные с исторически сложившейся титулатурой и другие должностные лица) слились в единое понятие «вождь» (chief).

На разных европейских языках этот термин означает просто «глава», «начальник». Коренному населению Африки термин «вождь» вообще был незнаком. Тем не менее «вождями» стали называться должностные лица независимо от того, считались ли они сакральными священными правителями, царями или обладали лишь функциями деревенских старост.

Исключение составляли исламизированные территории. Общественная организация эмиратов, султанатов и тому подобных политических образований, где получило распространение мусульманство, европейцам была исторически более или менее известна. Принципы их организации искусственно насаждались у соседних народов, которым они были чужды, в том числе — в догосударственных этнических группах. Примером такого насильственного переустройства- «переодевания» может служить история народа тив, где насаждались неприемлемые для них порядки, почерпнутые из хаусанских эмиратов (Нигерия)."

Матрилинейное римское общество в догородской период (3).

(Продолжение. Начало см. в Матрилинейное римское общество в догородской период и Матрилинейное римское общество в догородской период (2)).

Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome) утверждает, что "раннее римское общество в период правления царей можно определить как матрилинейное и сравнить с первобытными народами в Америке в то время, когда их изучал Генри Льюис Морган, с обществом в Океании, которое изучал Малиновский или с обществами в современной Африке, зафиксированными Рэдклифф-Брауном и другими".

Вообще на первобытной стадии общественного развития материнская группа предшествовала семье. Матрилинейная система существовала во многих древних обществах. Социальные отношения в Риме в период правления семи царей всё ещё были основаны на кровном родстве, причём первостепенное значение уделялось родству по материнской линии. 


Историософическое.

Николай Бердяев в статье "Нигилизм на религиозной почве" описывает "старорежимное" государство российское, однако нельзя не заметить, что постсоветское государство - volens nolens - воспроизводит всё ту же "старорежимную" парадигму отношений власти и общества.

"П. Победоносцев. С ним так много связано, срослась с ним целая эпоха русской истории, даже более чем эпоха: в его личности и в его деле ярко воплотилась связь православия с государственным абсолютизмом.

Какая основная черта Победоносцева, его «умопостигаемый характер»? Неверие в силу добра, неверие чудовищное, разделяемое русской официальной Церковью [Говорю всё время не о Вселенской Церкви, не о православии, хранящем Божественную святыню, а о национальной нашей Церкви в её исторической эмпирике, в человеческой её стороне.] и русским государством. Сила Победоносцева, непостижимая власть этого человека над русской жизнью в том и коренилась, что он был отражением исторического русского неверия, исторического русского нигилизма сверху. Нигилистическое отношение к человечеству и миру на почве религиозного отношения к Богу — вот пафос Победоносцева, общий с русской государственностью, заложенный в историческом православии. Победоносцев был религиозный человек, он молился своему Богу, спасал свою душу, но к жизни, к человечеству, к мировому процессу у него было безрелигиозное, атеистическое отношение, он не видел ничего божественного в жизни, никакого отблеска Божества в человеке; лишь страшная, зияющая бездна пустоты открывалась для него в мире, мир не был для него творением Божьим, он никогда не ощущал божественности мировой души. Этот призрачный, мертвенный старик жил под гипнозом силы зла, верил безгранично во вселенское могущество зла, верил в зло, а в Добро не верил, Добро считал бессильным, жалким в своей немощности. Дьявол правит миром, определяет ход вселенской жизни, проникает в человеческую природу до самых её корней; добро, божественное не имеет объективной силы, на нём нельзя строить жизни, с силой добра нельзя связывать никаких исторических перспектив. Роковой процесс падения и разложения человечества, растущие силы зла могут быть остановлены лишь насилием, лишь злом же, лишь деспотической государственной властью.