Николай Бердяев в статье "Нигилизм на религиозной почве" описывает "старорежимное" государство российское, однако нельзя не заметить, что постсоветское государство - volens nolens - воспроизводит всё ту же "старорежимную" парадигму отношений власти и общества.
"П. Победоносцев. С ним так много связано, срослась с ним целая эпоха русской истории, даже более чем эпоха: в его личности и в его деле ярко воплотилась связь православия с государственным абсолютизмом.
Какая основная черта Победоносцева, его «умопостигаемый характер»? Неверие в силу добра, неверие чудовищное, разделяемое русской официальной Церковью [Говорю всё время не о Вселенской Церкви, не о православии, хранящем Божественную святыню, а о национальной нашей Церкви в её исторической эмпирике, в человеческой её стороне.] и русским государством. Сила Победоносцева, непостижимая власть этого человека над русской жизнью в том и коренилась, что он был отражением исторического русского неверия, исторического русского нигилизма сверху. Нигилистическое отношение к человечеству и миру на почве религиозного отношения к Богу — вот пафос Победоносцева, общий с русской государственностью, заложенный в историческом православии. Победоносцев был религиозный человек, он молился своему Богу, спасал свою душу, но к жизни, к человечеству, к мировому процессу у него было безрелигиозное, атеистическое отношение, он не видел ничего божественного в жизни, никакого отблеска Божества в человеке; лишь страшная, зияющая бездна пустоты открывалась для него в мире, мир не был для него творением Божьим, он никогда не ощущал божественности мировой души. Этот призрачный, мертвенный старик жил под гипнозом силы зла, верил безгранично во вселенское могущество зла, верил в зло, а в Добро не верил, Добро считал бессильным, жалким в своей немощности. Дьявол правит миром, определяет ход вселенской жизни, проникает в человеческую природу до самых её корней; добро, божественное не имеет объективной силы, на нём нельзя строить жизни, с силой добра нельзя связывать никаких исторических перспектив. Роковой процесс падения и разложения человечества, растущие силы зла могут быть остановлены лишь насилием, лишь злом же, лишь деспотической государственной властью.
Государственный абсолютизм есть учение православия о том, как устроить землю, как задержать победный ход зла в мире. Русский абсолютизм называют теократическим, но очень не точно: освящённый православием абсолютизм есть результат неверия православной Церкви в возможность теократии на земле, Царства Бога и правды Божией на земле. Так как Божья правда не для земли, а для неба, то на земле пусть насилием удерживает человечество от зла государственная власть, — вот суть православного учения об абсолютной монархии."
Вкратце постсоветский период истории России можно охарактеризовать как эксперимент по самоустранению государства из всех сфер общественной жизни. Это было в ельцинские "лихие 90-е". Эксперимент провалился, так как место самоустранившегося государства стали занимать всякого рода полукриминальные и криминальные структуры. И тогда пришёл Путин и стал "закручивать гайки". Российская государственная власть, используя насилие, стала удерживать человечество от зла. Именно - человечество, так как российские миротворцы присутствуют, например, в Сирии.
Так что дух Победоносцева и ныне жив и действенен, и острее всякого меча обоюдоострого.
Однако в концепции Победоносцева имеется один существенный изъян. Она представляет общество как банку варенья, которую, конечно, надо хорошенько запечатать и хранить в холодном месте, чтоб варенье не испортилось. Здесь не предусмотрено поощрение в самом "варенье" антигнилостных процессов. Например, лимонная кислота очень хорошо борется со всякого рода микроорганизмами. Значит, вместо "подмораживания" общества можно стимулировать силы, противостоящие разложению общества. Создать некий общественный проект по консолидации всех "людей доброй воли".
Вот, кстати, чего больше всего не хватает в современном обществе, так это долгосрочного проекта осуществления "светлого будущего". Коммунистический проект "накрылся медным тазом", исключительно по вине самих же коммунистов. И теперь у меня складывается такое впечатление, что никто уже не верит в человечество. Ну, за исключением, может быть, меня, верующего в то, что в глубокой древности существовало почти идеальное матриархальное общество, которое вновь можно построить на Земле. (Кстати, вот вам и глобальный общественный проект по консолидации всех "людей доброй воли".) А так, насколько я вижу, основной тенденцией в современном мире является стремление тупо "застолбить" свой участок и максимально комфортно провести в нём остаток своих дней. Никаких больших социальных проектов я не наблюдаю ни в России, ни в окружающем мире. И, мне кажется, отсутствие таких масштабных проектов свидетельствует о старческой немощи цивилизации. На Марс-то собирается лететь чуть ли не один сумасшедший Илон Маск...
Комментариев нет:
Отправить комментарий