08 октября 2021

Матрилинейное римское общество в догородской период (3).

(Продолжение. Начало см. в Матрилинейное римское общество в догородской период и Матрилинейное римское общество в догородской период (2)).

Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome) утверждает, что "раннее римское общество в период правления царей можно определить как матрилинейное и сравнить с первобытными народами в Америке в то время, когда их изучал Генри Льюис Морган, с обществом в Океании, которое изучал Малиновский или с обществами в современной Африке, зафиксированными Рэдклифф-Брауном и другими".

Вообще на первобытной стадии общественного развития материнская группа предшествовала семье. Матрилинейная система существовала во многих древних обществах. Социальные отношения в Риме в период правления семи царей всё ещё были основаны на кровном родстве, причём первостепенное значение уделялось родству по материнской линии. 


По определению Рэдклифф-Брауна, "общество можно назвать патриархальным, если происхождение было патрилинейным (т.е. дети принадлежали к группе отца), брак был патрилокальным (т.е. жена переходила в локальную группу мужа), наследование (имущества) и преемственность (рангов) происходило по мужской линии, а семья находилась под властью patria potestas, то есть власть над членами семьи находилась в руках отца или его родственников. С другой стороны, общество можно назвать матриархальным, если происхождение, наследование и преемственность были по женской линии, брак был матрилокальным (муж отправлялся жить в дом жены) и когда власть над детьми принадлежала родственникам матери".

Очевидно, древнеримские легенды о Ромуле и Реме никак не соответствуют обществу, основанному на патриархальных принципах. "Идея матрилинейного происхождения может объяснить некоторые социальные особенности ранней римской истории, как их сохранила традиция: Сильвии восходят к Лавинии, а в начале римского государства мы находим Рею Сильвию и её сыновей". "Реа Сильвия была важна как мать Ромула. Лупа или Акка Ларентия, описанные в некоторых версиях мифа как проститутки, заняли своё место в римской саге как женщины, которые воспитали Ромула и Рема. Ни одна из них не играла доминирующей роли в обществе. Тем не менее, отец не упоминался в ранних римских историях вообще. Это может свидетельствовать о матрилинейной преемственности. Ни один из семи римских царей не был наследником трона своего отца". 

"Рим не был уникальным примером в Италии города, основанного сыном царской дочери и неизвестного отца. Похожая легенда объясняет основание Прене́сте (лат. Praeneste). Его основателем был Цекул, зачатый от искры, возникшей из очага. Его мать была сестрой двух братьев Депидиев или Дигидиев, названных Варроном дивы (divi). В легенде бог Вулкан или Какус фигурирует как его отец. Вскоре после рождения Цекул был брошен недалеко от храма Юпитера. В этой истории не отец матери (avus), а её братья оказываются самыми близкими родственниками. Они были авункулами Цекула. Они
принадлежат к кровным родственникам и как таковые представляют собой самую древнюю систему родства, которая засвидетельствована у первобытных народов Африки и в современных общинах Тробрианда. Цекулус был найден группой девушек, которые отправились принести воду для жертвоприношения, как Рея Сильвия. Общим для Цекула и Ромула является то, что оба они были незащищёнными (exposed) детьми, и важным элементом обеих легенд является то, что у них не было известного отца. В качестве главных действующих лиц в обоих случаях выступают члены семьи матери, отец матери в первом случае, и братья матери во втором. Когда они становились царями, им давали бога вместо отца, Марса для Ромула, Вулкана для Цекула. Это может быть остатками до-патриархального общества, когда ещё не было нуклеарной семьи и не было никаких браков. В этом смысле показательно, что ни один брак или семья классического типа не были зафиксированы в письменной традиции о семи римских царях".

Комментариев нет:

Отправить комментарий