Эпоха матриархата, поскольку она отдалена от нашего времени несколькими тысячелетиями, является чем-то в роде тёмной комнаты, внутри которой все видят то, что они хотят увидеть. При этом смутные призраки выдаются за историческую реальность. Вот, например, что пишет Л. С. Драгунская в статье "Эдипов комплекс царя Эдипа. Проблема инцеста в истории и культуре":
"Первоначально — в самую раннюю эпоху и, очевидно, в эпоху матриархата — вообще не существовало противопоставления “дозволенных” и “недозволенных” сексуальных связей — господствовал “промискуитетный” (неупоpядоченный) брак. Женщина-матриарх была жестокой царицей и одновременно жрицей первоначального женского божества. Мужчины брались матриархальными владычицами для сексуального удовлетворения и, как правило, раз в год приносились в жертву. Родословная велась, естественно, по материнской линии. Промискуитет (и инцест в том числе) был в порядке вещей. В Европе матриархат сменился патриархатом, видимо, приблизительно в XIII веке до нашей эры. В эту эпоху — а она, с некоторыми серьёзными оговорками, длится и по сей день — и началась упорная и жестокая борьба с инцестом".
Женщина-матриарх никак не могла быть "жестокой царицей", потому что само царство с "вертикалью власти" является исключительно патриархальным конструктом. В эпоху неолита в Старой Европе не было никаких царств, и даже наличие вождеств весьма сомнительно. Археологические раскопки неолитических поселений свидетельствуют об эгалитарности староевропейских земледельческих обществ, которые мы считаем матриархальными. Соответственно, представление о том, что "мужчины брались матриархальными владычицами для сексуального удовлетворения и, как правило, раз в год приносились в жертву", ни на чём не основано и относится к области исторических баек или анекдотов. Жрецы, как профессиональное сословие священнослужителей, появляются лишь вместе с появлением храмов. А сами храмы начинают строиться царями, то есть уже в патриархальную эпоху государственного строительства. В до-государственную эпоху не было ни храмов, ни жриц. Имелись лишь святилища, - домашние, как, например, в Чатал-Хююке, или горно-пещерные, как на Крите. По всей видимости, и площадки возле дольменов являлись святилищами, где люди собирались время от времени.
Мегалитическая гробница. Северная Европа. |