24 января 2022

О матрилокальном обществе Старой Европы.

И. Б. Губанов в статье "ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ ДРЕВНИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ В СЕВЕРНУЮ ЕВРОПУ В СВЕТЕ НОВЕЙШИХ ДАННЫХ АРХЕОЛОГИИ, ПАЛЕОЭТНОГРАФИИ И ГЕНЕТИКИ" сообщает urbi et orbi:

"Давно было сделано предположение, что общества неолитических земледельцев Европы были преимущественно матрилокальными. Только с появлением методик генетической экспертизы стало возможным установить истинность этой гипотезы. К сожалению, материалы ранненеолитических погребений Малой Азии (погребения под полом жилищ в древнем городе Чатал-Гююк) и Юго-Восточной Европы нерепрезентативны для анализа такого рода, поскольку по неведомой нам причине состоят почти исключительно из женских и детских погребений [11]. Также сложно провести такое исследование по погребениям в многочисленных западноевропейских мегалитах, поскольку там смешаны большое число ингумаций на протяжении поколений, хотя некоторые общие (не генетические) остеологические исследования на этом материале были недавно проведены [12].

Материалы центральноевропейских неолитических захоронений гораздо более репрезентативны. Результаты весьма убедительного исследования подобного рода по центральноевропейской неолитической культуре лендель, которую считают предшественницей культуры воронковидных кубков, распространившейся в Польше, Германии и Южной Скандинавии, опубликованы в пионерской работе И. Ленгвеля. Учёный провёл серогенетический анализ ингумаций со сходным погребальным инвентарём в могильнике Морадь-Тюзкедомб в Западной Венгрии. Выяснилось, что женщины (и, естественно, их дети) состояли в кровном родстве, а мужчины — нет. К тому же в мужских захоронениях иногда встречаются необычные черты, вероятно, принесённые из их родных мест. Анализ групп крови выявил высокий процент эндогамии (внутриродовых браков). Всё вышеперечисленное — характерные проявления типичного матрилокального общества [13]."

---------------------------------------------------------------------

11 Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М., 2006.
12 Beckett J., Robb J. Neolitic burial taphonomy, ritual, and interpretation in Britain and Ireland: a review // Social
Archaeology of Funerary Remaind / ed. by R. Gowland, Chr. Knüsel. Oxford, 2006. P. 57–80.
13Lengyel I. Sozialarchäologische Deutung der Ergebnisse von Laboruntersuchungen unter besonderen Berücksichtigung
der spätneolithischen Gräbergruppe von Mórágy-Tüzködomb. International Prehistoric Conference, Szekszard, 1985 // A Béri
Balogh Ádám Múzeum Évkönyve. 1986. № 13. P. 155–169;
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней
Европы. М., 2006. С. 368.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий