26 сентября 2025

Вот если бы, да кабы...

По воспоминаниям Ольги Бессарабовой (см.: Дневники Ольги Бессарабовой (1915—1925)), 9 мая 1917 года в религиозно-философском обществе слушался доклад о. Павла Александровича Флоренского «Религиозное будущее в России». Флоренский говорил о грядущем матриархате [1], о женственном начале духа русского народа, о неизбежной анархии, через которую неизбежно пройдёт страна, о спасении через неё.

Какая ирония судьбы: великий учёный, философ, священник мечтает в 1917 году о грядущем матриархате в России, видит образ Софии, Премудрости Божией, на соборном теле русского народа, однако в 1937 году он будет убит невежественными мужиками из того же народа, атеистами, не признающими ни чёрта, ни бога (в 1959 году он будет реабилитирован за отсутствием состава преступления).

Можно лишь помечтать о том, какой страной была бы Россия, если бы такие учёные люди, как Павел Флоренский, встали бы у государственного руля... Но, увы, как всегда, победило грубое невежество.

-------------------------------------------------------------------------

[1] На поверку прав оказался Дмитрий Мережковский, примерно в то же время писавший о "Грядущем Хаме".

Чукчи как стоики.

«Нравится тебе жить – живи. Не нравится – можешь вернуться туда, откуда пришёл», - говорил Луций Анней Сенека, древнеримский философ-стоик. - «Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна».

По описанию Г. П. Богораза, чукчи представляются истинными стоиками. 

"Добровольная смерть — обычное явление среди чукоч. Человек, желающий умереть, заявляет об этом другу или родственнику, и тот должен исполнить его просьбу. Мне известно два десятка случаев добровольной смерти, имевших место во время моего пребывания среди чукоч (1895–1897, 1900–1901)Однажды, летом, когда я был на Мариинском Посту, туда прибыла с торговыми целями кожаная байдара с Телькепской тундры. Один из приехавших после посещения русской казармы почувствовал боль в желудке. Ночью боль усилилась настолько, что он потребовал, чтобы его убили. Его спутники исполнили его желание.

Причиной добровольной смерти часто является ярость, то особое чукотское нетерпение, которое упомянуто у Лоттери ещё в 1765 году [1]. Чукчи не способны бороться с болезнями и вообще с физическими и психическими страданиями. Они стараются как можно скорее избавиться от них, хотя бы ценой своей жизни. Aiŋanwat рассказывал мне, как несколько лет тому назад его сосед по стойбищу, по имени "Маленькая ложка", потребовал чтобы его убили. "Он часто ссорился с женой, потому что у них были очень плохие сыновья. Благодаря частым ссорам у него появилось желание умереть. Однажды его жена и старший сын снова затеяли с ним ссору. Тогда он потребовал, чтобы его убили.