Женщина-Загадка оставила интересную запись:
"Дело было вечером, делать было нечего. Сижу, никого не трогаю, читаю сыну сказку. Про Морозко. Отец вывез дочку в лес, на "замёрзнуть", потому, что новая жена приказала. Задумалась, стала вспоминать другие сказки.
Золушка: мачеха всячески гнобит бедную сиротку, отец смотрит на это сквозь пальцы.
Белоснежка: То же самое.
Дикие лебеди: мачеха злыдня, отец вообще ни при делах.
Гензель и Гретель...
В этих сказках везде присутствует матриархат и женское доминирование, причём очень даже уух какое доминирование. Иначе, если бы мужик был нормальным мужиком, - он бы что сделал? Грохнул кулаком по столу и рявкнул так, чтобы стёкла задрожали, и никто бы рОдную дитачку не обижал бы. А тут беспрекословно родных детей - на верную смерть, а мачехиных кукушат как родных холит и лелеет.
Так я о чём? Я о том, что на земле раньше был вполне себе жизнеспособный матриархат, даже сказки об этом придумывали" (Источник).
В комментах к сей записи некто ladomirr заметил, что здесь мы имеем дело не с матриархатом, а с "бабовщиной":
"Мужик работал обычно за пределами дома, по сути приходя домой поесть и поспать. Дочка же должна была оставаться дома и помогать маме (мачехе) во всех домашних делах, в том числе как нянька малым детям. В результате возникала некая "бабовщина", и жаловаться отцу было бесполезно, - ведь дочь должна была слушаться хозяйку дома".
Курт Эллиз вопрошает:
"Могло ли влиять на поведение отца то, что он был примаком в семье жены, боясь её гнева и гнева её родни, возможности лишиться крыши над головой? Возможно".
KP0T0B0P0T пишет:
"Вообще в русской традиции не было патриархата в принципе, если верить литературным источникам. Особенно народным.
Какую народную сказку ни возьми про устоявшуюся семейную пару - везде "послала жена мужика", "велела старуха старику", или что-то типа "и ну жена его бить да ругать" встречается. Или "стал он думать, что же он теперь жене-то скажет", если косяк совершил. Жена в русских народных сказках традиционно раздаёт поручения, посылает, оценивает результат и выдаёт наказания в случае неудовлетворённости. Мужик выполняет поручения, бегает, думает как оправдаться в случае чего, огребает по шапке за косяки. Ну, в народных сказках явно матриархат был у народа".
Некто под ником Эльга Кроу написала:
"Давайте разберём, почему мачехи в сказках гнобят детей от первого брака. Да потому что эти дети - конкуренты её детям в борьбе за ресурсы! Мачеха приходит в дом к отцу этих детей (а не он к ней).
Итого: все физические ресурсы в указанных сказках находятся в руках мужа, отца детей. Мачеха не владеет ничем.
Как выглядела бы ситуация при матриархате? В первую очередь, после смерти матери её имущество унаследовал бы не муж, а дочь либо сестра женщины. Далее, это муж вошёл бы в семью жены (и его дети от первого брака не могли бы претендовать на имущество мачехи) либо институт брака отсутствовал в принципе и мужчина просто посещал понравившуюся ему женщину ночью, днём возвращаясь в дом своей матери.
При таких отношениях конфликты, как в описанных сказках, просто не могли бы возникнуть. А были бы другие конфликты и другие сказки".
Верное замечание. Было бы большой наивностью полагать, что древние славяне жили в матриархальном обществе и черты того общества получили отражение в народных сказках. Нет, даже жившие прежде славян сарматы вели воинственный патриархальный образ жизни. Существование мирных матриархальных общин можно допустить лишь для культуры гребенчатой керамики (4200 до н. э. до 2000 до н. э.) и более ранних культур на территории Вост. Европы. Но вряд ли русские народные сказки уходят корнями в столь глубокую древность.
Здесь потребно иное объяснение. Я выдвигаю концепцию "вечного матриархата". На мой взгляд, матриархальное общество в общих чертах совпадает с народными представлениями о стране с молочными реками и кисельными берегами. В сказках отражаются мечтания и чаяния людей об ином общественном устройстве. Если здесь люди живут в патриархальном государстве, то в сказках может быть всё наоборот (см.: Отражение черт матриархата в народной сказке). В этом смысле, народный фольклор можно уподобить котлу, в котором варится альтернативная реальность. На улице - наследственная монархия, в которой царский сын занимает место своего отца в государстве, а в сказке - Иван крестьянский сын, или Иван дурак, женится на царской дочери и получает полцарства в придачу. В сказке Царь говорит Дураку: «Ну, теперь, богатырь, окажи мне честь: возьми в жёны дочь мою и будь во дворце хозяином» (сказка «Цыган-дурачок и его подвиги»).
И, в заключение, приведём цитату из статьи "Матриархат в мифах и былинах и почему король – не главная фигура на шахматной доске".
"В целом, нордическому матриархату больше свойственна следующая мифосоциальная формула: матриархальный Герой, служитель Богини, отправляется на подвиги ради её любви и одерживает верх над врагами своей Госпожи.
Такова, практически, вся русская героическая сказка – Герой, ради Девы и при помощи хтонических (материнских) сил, уничтожает злодея-похитителя женщин.
Заметим, что главенствующая мотивация эпического героя патриархального типа, в отыскании личной славы и умножении личного богатства, вне всякого сомнения, представляет собой деградацию изначального, матриархального, героизма и не более того.
Однако, что кроется за моделью матриархального героизма и культом Прекрасной Дамы, если не очертания изначального монархизма, в котором центральная роль принадлежала Великой Матери и её земной эманации, в облике конкретной правительницы?"
Этот "нордический матриархат" я бы назвал подспудным, лежащим в почве до поры до времени, и дающим всходы при благоприятных условиях, как, например, в Западной Европе в эпоху куртуазной любви. В известной мере, он так же, как и "сказочный матриархат", формирует альтернативную реальность, которая имеет шансы обрести плоть и кровь, когда ослабнет или сдохнет Левиафан.
P.S. Чуть было не забыл написать о самом главном. Вообще говоря, народная сказка рассказывает не о Большом и Сильном, а, наоборот, о Маленьком и Слабом. В этом контексте, сказка "конгруэнтна" матриархату: в сказке маленький Иван-дурак становится царём, а в матриархате доминирует "слабый пол". В таком случае, "бедная сиротка" в сказках является эквивалентом Ивана-дурака, а злая мачеха представляет собой "родину-уродину" из песни Юрия Шевчука.
Комментариев нет:
Отправить комментарий