24 декабря 2025

О положении женщин у этрусков.

Лариса Бонфанте говорит, что "этрусская женщина из высшего сословия могла передать свой статус, а возможно и имущество, своим детям. Это согласуется с использованием матронимических имён, встречавшихся в этрусских эпитафиях. Этрусские женщины также имели свои собственные имена – Танакиль, Рамта, Тана – в отличие от своих соседей, римлян, где дочери просто брали имя отца: Корнелия, Лукреция, Юлия. Тот факт, что у этрусской женщины было собственное имя, использование матронимического имени, подразумевающего её важность и важность её семьи, а также возможность того, что она могла обеспечивать статус и, возможно, даже гражданство, — всё это указывает на важную роль, которую женщины играли в этрусском обществе.

Сфера влияния женщин заключалась в семье, её престиже и преемственности, но женщины отнюдь не были ограничены домом или частными религиозными церемониями. Их видная роль в обществе может быть подтверждена группой надписей из гробницы в Вульчи [1], которые идентифицируют женщин с титулом хатренку (hatrencu). Недавнее исследование убедительно предполагает, что это скорее гражданский, чем религиозный, жреческий титул, возможно, даже официальная магистратура, которую носили этрусские женщины в особых исторических обстоятельствах". 

Судя по всему, матриархата у этрусков не существовало, но женщина по своему положению в обществе ничем не отличалась от мужчины. "В гробнице пяти кресел в Черветери пять предков — три мужчины и две женщины — были помещены на почётные места перед столом, как на пиру".

Гробница Тарквиния.  Супружеская пара, возлежащая на одном ложе. Справа — обнажённый виночерпий, слева — сидящие их дети.

Гробница обезьяны в Кьюзи. Умершая женщина наблюдает за погребальными играми в свою честь. 

О высоком положении женщин говорит имя богини Туран. Имя это восходит к слову turannos, известному в Малой Азии, которое может означать «госпожа» или «хозяйка». Она часто изображена вместе со своим возлюбленным Адонисом (Атунисом). Другая богиня, Уни, являлась верховным божеством города Вейи, где жречество было наследственным.

"Интересный аспект положения аристократических этрусских женщин с древних времён — их грамотность. Более того, с момента первого появления письменности в Италии ряд открытий свидетельствует о тесной связи между письменностью и женщинами. Письменность обнаружена в самых ранних богатых гробницах, большинство из которых принадлежат женщинам. Учёные отмечают тесную связь текстов с текстилем, который традиционно был прерогативой женщин. Предметом исследования являются буквы или сиглы, изображённые на грузилах ткацких станков и других инструментах для работы с шерстью, используемых женщинами. К этому же контексту относится и интерпретация, по-видимому, самой ранней греческой надписи на вазе VIII века до н.э. из Остерии-дель-Оса; слово читается как EULIN, возможно, означающее «хорошая прядильщица», а сам предмет рассматривается как сосуд, используемый для хранения шерсти для прядения. Много написано о более позднем источнике наших знаний о женской грамотности: бронзовых
зеркалах, которые дарили невестам в день свадьбы. Изготовленные в нескольких этрусских городах и этрусской Пренесте с V по III века до н.э., они часто украшены изображениями из мифов или, реже, из повседневной жизни, и часто содержат надписи с именами персонажей. Эти изображения свидетельствуют о женской грамотности, а также об интересе этрусков к греческой мифологии и драме и их знании этих тем". 

Этрусская женщина из Гробницы Щитов Тарквинии

---------------------------------------------------------------------------

[1] Гробница значима тем, что в ней находится группа женщин, похороненных вместе, что отличается от обычных этрусских ритуалов погребения мужчин и женщин. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий