04 ноября 2021

Священная роща манси.

Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба, или Заколдованная Богиня" (тираж 50 экз.!) описывает священную рощу манси, которая, кажется, существует и поныне.

О. Кошманова

"Кельсина, Кельсино, Кельсинэ. Была некогда такая деревня, старая мансийская деревня на берегу реки, на 120 км. от устья Конды. Сегодня такой деревни не существует...

Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы.

Рядом с деревней стоит многовековой “заверованный” кедрач.

Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он “заверован”. Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут!

Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Но те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это своим здоровьем.

Название деревни Кельсина - мансийское. Слово Кельсина - Кельсинэ, на русском языке означает «дом женщины». Только вот какой? Вряд ли ради простой женщины так назовут деревню. Значит, не простая была она.

Вблизи деревни много ягодных боров. Носят они названия Мало-Павинский, Больше-Павинский. Есть и Старухин бор. И бор этот считается как бы “священным”. Приходя в него, каждый должен положить дар в определённом месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора.

Параллели между легендами об амазонках и преданиями о Золотой Бабе.

Наблюдается интересная параллель между легендами об амазонках и преданиями о т. наз. "золотой бабе". 

Как мы знаем, из древнегреческого эпоса "Илиада" следует, что амазонки воевали с греками на стороне троянцев. Следовательно, греки времён Гомера полагали, что амазонки жили где-то на восточных берегах Эгейского моря, на территории Анатолии. Однако позднейшие греческие авторы говорили, что они обитали близ рек Фермодонт и Ирис. 

река Ирис на карте

Плутарх сообщал, что амазонки находились на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур, а в некоторые эпохи — до Дербента. 

Место обитания амазонок на карте 1770 года

Собака — друг человека. И не друг неандертальца.

Очень интересное различие между Homo Sapiens и Homo Neanderthalensis, которое я раньше не замечал: неандертальцы, в отличие от кроманьонцев, не смогли одомашнить волка. Пэт Шипман говорит, что «волки-собаки» были одомашнены — или прибились к Homo Sapiens — более 36 тысяч лет назад, когда кроманьонцы и неандертальцы  жили в непосредственной близости; именно этот период, благодаря использованию Homo Sapiens собак на охоте, отмечен вымиранием или резким сокращением числа крупных животных, на которых и те, и другие охотились.

О мегаизвержении примерно 40 000 лет назад я уже писал. Наверно действительно после этого природного катаклизма наступили очень тяжёлые времена... Но, спрашивается, почему же человек смог приручить волка, а неандерталец — не смог? Не говорит ли это о звериной сущности неандертальцев? Человек может приручить зверя, а зверь зверя — не может. 

Да, и здесь необходимо ещё раз подчеркнуть роль женщины в одомашнивании диких животных. Конечно, это женщины "сюсюкались" со щенками-волчатами. Невозможно представить мужчин в этой роли. А это значит, что женщина представляет собой человека разумного par excellence.