Ольга Кошманова в своей книжке "Золотая баба, или Заколдованная Богиня" (тираж 50 экз.!) описывает священную рощу манси, которая, кажется, существует и поныне.
"Кельсина, Кельсино, Кельсинэ. Была некогда такая деревня, старая мансийская деревня на берегу реки, на 120 км. от устья Конды. Сегодня такой деревни не существует...
Место, где она стояла, находится вдали от реки, у старицы.
Рядом с деревней стоит многовековой “заверованный” кедрач.
Много кедрачей в Конде. Но этот знаменит тем, что он “заверован”. Что же это значит? Прежде всего то, что в этом кедраче нельзя брать ни единой шишки. Вот так, стоит кедрач, полон кедровых шишек, но пользоваться им нельзя. Нельзя - и всё тут!
Об этом знали все местные жители. И не брали. Соблазн был велик. Но те, кто нарушал запрет и брал, рассчитывался за это своим здоровьем.
Название деревни Кельсина - мансийское. Слово Кельсина - Кельсинэ, на русском языке означает «дом женщины». Только вот какой? Вряд ли ради простой женщины так назовут деревню. Значит, не простая была она.
Вблизи деревни много ягодных боров. Носят они названия Мало-Павинский, Больше-Павинский. Есть и Старухин бор. И бор этот считается как бы “священным”. Приходя в него, каждый должен положить дар в определённом месте. Говорят, если пришедший не даст дара и не попросит Хозяйку о помощи, то вообще не выйдет с этого бора.
Кроме этого, “Хозяйка” требует к себе доброго отношения. Нельзя кричать, шуметь, ломать деревья, топтать ягодники, тем более материться. Пришёл в гости - веди себя прилично. А вот уходя, не забудь поблагодарить.
Это знала вся округа, и строго соблюдала все эти правила.
Но самое главное, в этом Старухином бору были рисунки!
Многие знают, что рисунки бывают на скалах, в пещерах. А вот рисунки на бору... Что-то про такое не слышали.
Я и сама много ходила по лесам, но вот рисунки из мха нигде не видела. Не видела я их и на Старухином бору - до тех пор, пока мне не рассказал о них мой земляк по имени Толик.
Толик - это мой знакомый молодой человек. Он был очень любопытен, интересовался всем необычным: природными явлениями, легендами, сказками. Особенно его интересовала легенда о Золотой Богине. Тогда много слухов о ней ходило среди коренного населения. Слышал что-то и Толик, но ничего конкретного не знал, хотя и был из числа коренных жителей. Поэтому мы с ним нашли общий язык. Мои рассказы его очень привлекли, и потому то, что он видел, слышал, стало доступно и мне.
Тогда, в 1980 году, я работала кассиром на теплоходе “Заря”. И много местных жителей ездило по ягоды в деревню Кельсино. Тогда, ещё подростком, ездил, по несколько раз в год, и Толик со своей матерью. Там они собирали бруснику, а потом на теплоходе вывозили в посёлок. И возвращались всегда с хорошим сбором.
Я уже кое-что слышала про Кельсинские бора, кое-что знала. И тогда попросила Толика походить по Старухиному бору и посмотреть. Правда ли это? И рассказала ему о том, что знала.
И вот очередная встреча, и - ошеломляющий рассказ Толика. В тот приезд он был очень внимателен. Не только за бором, природой, но и за матерью смотрел. Оказывается, мать действительно, заходя на бор, даёт дар Хозяйке. И только после этого разрешает себе и сыну собирать ягоду. На этот раз Толик улизнул от матери, и стал ходить по бору.
И вот что он там увидел. Действительно, на мху есть рисунки. Точнее, рисунки на ягельном месте.
Я же никак не могла понять, как это рисунки на мху? Толик мне объяснял, но я не понимала.
- Ну, что тут понимать?! - возмущался Толик. - Рисунки как рисунки, как в любой книге.
Но я представляла сплошной ягельный бор и никак не могла “увидеть” рисунков. Наконец, Толик, видя мою тупость, просто взял лист бумаги, ручку, нарисовал. И стал объяснять:
- Как ты проводишь карандашом или ручкой по чистой бумаге, так и там. Рисунки на ягеле отделяются, разграничиваются полосками земли. А сам ягель даёт общую картину. Где надо - растёт гуще, и ягеля больше, где надо - реже и его меньше. Даже есть цветные рисунки. Они сделаны из разноцветного мха. Надо только смотреть не себе под ноги, а как бы со стороны или высоты.
Мне кажется,- продолжал Толик, - там изображены сцены охоты. Есть медведи, собаки, волки и какие-то маленькие зверьки. Правда, я их рассматривал, но понять, кто это, не мог. Надо долго рассматривать, а мне некогда было. Мать заставляла ягоду собирать.
Но главное в этих рисунках - “ХОЗЯЙКА”. Её-то я рассмотрел очень хорошо. Хорошо видно, что это не мужчина-охотник, а женщина! Такое представление, что она за всеми наблюдает или руководит. Интересно, что мне она показалась в мужской шапке, то есть у ней большая голова, как в шапке, а одно ухо шапки, правое, как бы оттопырено. И это хорошо видно. И всё у этой “Хозяйки” - на месте, всё в норме, только ног нет. Точнее, они есть и хорошо обозначены, но только чуть ниже колен. Куда идёт или куда ушла - неизвестно.
Таким был рассказ Толика. Поговорив с ним, я решила обратиться к его матери и спросить про рисунки и про сам “заверованный бор". Толик делать этого мне не советовал. Но я не послушала его, и спросила.
Если бы мать подтвердила, или начала всё отрицать, у меня тоже бы остались какие-либо сомнения. Но мать Толика (я не называю её имени, чтобы не навлечь гнев соплеменников) начала нас, меня и Толика, ругать, материть, оскорблять. Досталось нам обоим. А потом, повернувшись к сыну, заявила, что и ноги его больше не будет в этом месте!
И я поняла, что Толик выдал вековую тайну, тайну которую хранили они, жители деревни Кельсинэ. Должны были хранить, и хранили! Хранят и до сих пор.
Порасспрашивала я, и узнала, что, если осенью стопчут и нарушат рисунки, то весной все они, выйдя из-под снега, как бы обновляются. Говорят, что это “Хозяйка” всё сделала, и что она очень строго за этим следит".
*******
От этого незамысловатого рассказа веет живым язычеством. Для этого аутентичного язычества характерно то, что “Хозяйка” проявляет себя в творческих актах. Она рисует на ягеле, и тут невольно вспоминаются т. наз. "круги на полях" (crop circles).
Roundway Hill, Nr Devizes, Wiltshire, England, 15.08.2021 |
Ольга Кошманова передаёт рассказ Екатерины Тимофеевны Копьевой из мансийской "неперспективной" деревни [1]:
"Наша деревня находилась на берегу озера, которое называлось Экакахертур. Когда мы росли, его уже по-русски называли. Но старики нам передали и то, старое название. Эка - на нашем языке означает “старуха”, “старая женщина”. Кахер - живот, тур - озеро. Вот и выходит, что жили мы на берегу озера под названием «Озеро старухиного живота».
Посредине озера есть два небольших островка. Это - женская грудь. Есть и голова. Это - небольшой круглый остров. А на нём - всё, как у человека: волосы - это кедрач вековой, есть лоб и глаза - озёра. Есть и возвышение - нёл-нос. Есть и лобок бабий - в самом конце озера небольшое возвышение, покрытое мелким кустарником. Старики так и звали - «бабье место». А всё остальное: руки, ноги - под водой. Руки - это две речки, что справа и слева в озеро впадают, над ногами - лога водные.
Много там всяких чудес происходит! И много всего водится. В озере и логах много рыбы всякой. А летом великое множество прилётной птицы. А по лесам, что на берегах озера, речек и логах много всякого зверья водится.
Поэтому не могли мы бедно жить! Все всегда у нас было!"
Очень интересная логическая связка: "всё всегда у нас было", потому что была священная роща Богини на островах посредине острова. В тех местах водилось много дичи и рыбы, потому что место то было заповедное, первозданное, "чистое". А "чистое" оно было потому, что люди почитали Богиню.
Ольга Кошманова приводит мансийский Сказ о Сурень Нэ — Золотой Богине.
"Давно это было. Очень давно. На берегу тёплого ласкового моря жила ослепительной красоты женщина. Не то королева, не то принцесса. И называли её кто Сурень Нэ - Золотой Богиней, кто Сорни Най - огненной женщиной.
Многие знатные короли и вельможи сватали её, а ей полюбилось Красно Солнышко. И, чтобы осуществить свою мечту, тайно от всех, покинула она свою тёплую родину и пошла вслед Солнцу Красному.
Долго шла. Не один год, не один век. О том лишь она одна знает. И так до Каменного пояса земли дошла.
А Красно Солнышко за те горы ушло, и там скрылось. И пошла Сурень Нэ дальше, где перед нею равнина бескрайняя открылась. Да только та равнина не твёрдой землёй оказалась, а топкой юэнг-янгой. И пошла Сурень Нэ по топям и трясинам. По её следу реки текли и озёра появлялись.
Но трудно было идти по зыбучим местам. И стала Сурень Нэ срывать и бросать впереди себя куски одежды. А там, где они падали, появлялись суйщахалки, по ним и шла Сурень Нэ. Но и одежда кончилась, и силы её оставили.
А тут и Красно Солнышко на закат пошло. Бросая прощальный взгляд на своего горячо любимое Красно Солнышко, упала Сурень Нэ на Кондинские топи и янги, и превратилась в эку - старуху. Да так и осталась на Кондинской земле.
Там где упала Сурень Нэ, вместо волос кедрач могучий зеленеет, нос-гора спокойно дышит. Есть и глаза - озёра бездонные. А посреди огромного озера, что носит название Экакахертур - озеро старухиного живота, два островка - груди женские возвышаются. Под руками-ногами святые лога и заливы, полные невероятных чудес, образовались. По берегам птицы прилётные гнездятся, по лесам звери водятся".
---------------------------------------------------------------------------
[1] О. Кошманова пишет о "неперспективных" деревнях манси:
"Интересуюсь, почему жители той или другой деревни покинули свою родную деревню и стали бездомными в посёлкахлесников. И слышу горькие исповеди коренного населения...
... Обычно это было так. Для начала закрывали колхоз, рыбоучасток, то есть основное производство. Затем - школу, медпункт, почту, клуб. Жители деревни оставались без работы.
Но тогда было такое время: кто не работает, тот не ест! Все должны были работать! И начинали коренные жители искать себе работу. А рабочие места были только у лесников. Но там уже были свои рабочие, которых вербовали и привозили со всего бывшего Советского Союза.
Местные рыбаки, охотники, доярки, свинарки с трудом приживались в посёлках лесников. Рабочих мест не было. Да и жить негде было. Приехавшим по договорам давали квартиры, а местным - и этого не положено.
В рыбоучастках, куда были передано всё сельское хозяйство, квартир не строили. Хотя как сказать... Например в Учинском рыбоучастке, куда было передано всё хозяйство колхоза имени Карла Маркса из деревни Тап, квартиры получили бывший председатель этого колхоза Ф.В. Саламатов, ставший начальником рыбоучастка и главный бухгалтер колхоза, а затем главный бухгалтер рыбоучастка Н.Л. Калымов. До всех остальных никому дела не было!
И началось: молодые начали уезжать, старики, оставшиеся в заброшенных деревнях - умирать. Работоспособные, но неустроенные ударились в пьянство, и стали пополнять тюрьмы.
Такова правда жизни, начиная с 1960 года, когда были ликвидированы все колхозы Конды. А называлось это реорганизацией в рыбную промышленность".
Комментариев нет:
Отправить комментарий