Дополнение к предыдущей записи "Леопардовый мотив в Чатал-Хююке".
Как говорится, хорошая мысля́ приходит опосля́. Вспомнил я одну цитату о том, как люди танцевали буквально "до упаду" на крышах домов неолитического поселения в Чатал-Хююке:
"На
основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV,
XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти
половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут
вызывать активные танцы (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что
празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из
таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города
удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)".
Наверно,
это были какие-нибудь ритуальные танцы или может быть что-то в роде
"хлыстовских" радений.
И теперь, в данном контексте, можно ещё раз взглянуть на изображение танцующего охотника.
Если крыши поселения в Чатал-Хююке являлись коллективной "танцплощадкой", то можно сделать предположение о том, что люди собирались там для проведения оргиастических ритуалов. Ну, типа, как люди сходятся отовсюду, когда шаман собирается камлать. С помощью ударов по бубну и определённых движений шаман вводит себя в состояние транса. Может быть, целью ритуальных танцев в Чатал-Хююке также был транс?
А причём тут леопард? Очевидно, леопард как-то связан с экстазом, исступлением, изменёнными состояними сознания. Дионис, бог исступлённых менад, часто изображается верхом на леопарде.
Дионис верхом на леопарде. Делос, Дом масок |
Да, и перед нами снова возникает вопрос: был ли Чатал-Хююк обычным неолитическим поселением, или это был ритуальный комплекс?
Мелларт говорит, что там каждое второе помещение являлось святилищем, "жилищем" для покойников.
В остальных помещениях как будто обитали люди, но чтó это были за люди?
Вот был раньше на Руси такой божедом — сторож скудельницы или кладбища, погоста, живущий там и погребающий покойников. Божедом жил блинами, пирогами, калачами и пр. дарами, которые приносили на кладбище родственники покойников. Может быть, и Чатал-Хююк был пристанищем покойников и божедомов/божедомок? Не потому ли там царила такая удивительно мирная жизнь? Кстати, "кладбище" по-немецки — Friedhof. Frieden это "мир", а Hof это "двор"; склеиваем вместе и получается "двор мира", der Ort des Friedens.