05 мая 2025

«Пока мы едины, мы непобедимы!»

Учёные из Германии, Нидерландов и США выяснили, как самкам бонобо удаётся доминировать над самцами. Они проанализировали демографические и поведенческие данные, собранные в шести разных сообществах бонобо в разные годы, и пришли к выводу, что высокий статус самок связан с их коалициями против самцов. Когда самки объединялись в группы, 85 процентов их коалиционной агрессии было направлено на самцов. И чем чаще самки создавали такие коалиции, тем выше был их статус. Таким образом, самки бонобо получали власть над самцами, объединяясь друг с другом. (В Сети шутят, говоря, что ещё немного, и у них появятся свои Клара Цеткин и Роза Люксембург.) Исследование опубликовано в Communications Biology. Источник.

Либосо, Джилл и Ломела – команда самок-лидеров группы карликовых шимпанзе в зоопарке Апенхел.


Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (16).

М. А. Энгельгардт говорит, что "людоедство является довольно поздно в истории человечества; оно развивается вместе с развитием цивилизации: спорадическое, случайное, появляющееся лишь в голодное время у огнеземельцев или тасманийцев, оно превращается в страсть, в гастрономию лишь на таких высоких ступенях культуры, как фиджийская или древне-мексиканская; наконец, оно существует совместно с рабством и зачатками крепостного права (Фиджи, Новая Зеландия и др.)".

Я ранее уже писал о человеческих жертвоприношениях у ацтеков и приводил цитату из Википедии: "Возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока, который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак, не известны". То есть практика человеческих жертвоприношений у ацтеков являлась формой государственного терроризма. Подтверждение этому мы находим в статье Человеческие жертвоприношения помогли становлению иерархии в обществе. "Социальная элита могла использовать человеческие жертвоприношения для сохранения собственной власти". "Человеческие жертвоприношения могли терроризировать членов общества, заставляя их подчиняться своему самозваному лидеру; эта практика исходила от вождей, превратившихся в «богов-королей», которые смремились удержать власть в ущерб социальной сплочённости" (Источник). "Вероятно, не случайно, говорит Уоттс, что жертвами часто становились люди, которые представляли угрозу для элиты или впали в немилость у неё" (Источник).