23 марта 2022

Митра как богиня.

Митраизм в Римской империи был культом сугубо мужским, солдатским, чем-то в роде позднейших средневековых рыцарских орденов. Имелось несколько степеней посвящения, и все посвящённые были "братьями" друг другу. Именно духовное братство больше всего способствовало распространению митраизма по всей Римской империи; особой популярностью он пользовался в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры.

Сам Митра являлся огнесветоносным героем, поражающим силы тьмы. Очевидно, морально-нравственный аспект митраизма сводился к тому, чтобы жить в постоянном напряжении физических сил. Что-то типа "трудовой аскезы" св. Сергия Радонежского. Когда всю свою энергию отдаёшь на служение Богу, для глупостей, которые внушает дьявол, не остаётся ни времени, ни сил.

Любопытно упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Возможно, здесь Геродот допустил ошибку, однако с его лёгкой руки появился уже целый ряд авторов, которые трактуют Митру как богиню. Нижеследующий рисунок является иллюстрацией этих представлений (с которыми я не согласен).

Митра убивает быка. Масло, холст. Автор А.Л.Б. Хемельман (A.L.B. Hemelman), голландский художник. 1883-1951.
  
Фрагмент

Грифон Симаргл.

Интересная картинка у maximus101 в записи "Славянские боги. Культ близнецов и трёхликой богини".


Maximus101 комментирует картинку: "Женские маски на стенах церкви Покрова на Нерли, XII век. Наверху, Симаргл, он же иранский Симург, Сенмурв (Sēnmurw), когтит какое-то животное. Как правило, этот символ обозначал победу добра над злом. В древнем мире чаще вместо Симурга изображался лев - важный символ Богини Матери".

О том, что древнеславянские грифоны могли быть наследием культуры причерноморских "царских" скифов, я уже говорил в статье "Грифоны у скифов и древних славян". "Царские" скифы испытывали сильнейшее культурное влияние Восточного Средиземноморья, и поэтому неудивительно, что археологи находят в скифских гробницах артефакты с анатолийскими, эгейскими и даже египетскими мотивами. Скифам пришёлся "ко двору" и культ Кибелы, и женоподобные жрецы-энареи (ср. галлов Кибелы) у них имели место быть. 

Но тут интересно нечто иное. Похоже на то, что наш Симаргл, он же иранский Симург или Сенмурв, вовсе не "когтит" какое-то животное, а "покрывает" его, как самец - самку. 


В статье "Гриффонада" я обратил внимание на то, что частенько на древних артефактах грифоны изображены в парах. Может быть, эти пары следует трактовать как "он-она"? Совокупление не изображается, но оно подразумевается. 

"А при чём здесь совокупление?" - может спросить читатель. - "Ведь грифоны часто изображаются на саркофагах, то есть гробах". «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода», - говорит Христос в Евангелии. Слова Христа очень загадочны и неудобовразумительны, но, тем не менее, о связи смерти и плодородия можно говорить бесконечно. Начиная с того, что оргазм описывается как "малая смерть" и заканчивая легендами о подземных гномах (=духах умерших людей), которые охраняют несметные богатства (кстати, случайно ли, что в русском языке слова "клад" и "кладбище" созвучны?). Здесь мы вплотную подходим к чрезвычайно интересной мифологии смерти и нового рождения.

О поколении Z.

 

Помнится, в брежневском СССР в киосках "Союзпечати" продавался журнал "Ровесник", в котором рассказывалось про житие-бытие подростков за границей. Я читал статьи этого журнала, так как проявлял интерес к жизни "за бугром". Постепенно интерес расширился, углубился, и я увлёкся этнографией, культурологией, антропологией. Я стал изучать архаические и традиционные общества. Ну и, конечно, сравнивать представителей этих обществ с членами современного (в данном случае, российского) общества, потому что всё познаётся в сравнении.

Когда берёшь среднестатистического российского подростка и сравниваешь его с этим мальчиком на картинке, то сравнение, на первый взгляд, кажется не в пользу последнего. Наш мальчик "вооружён" китайским смартфоном с подключением ко всемирной Сети, а у этого мальчика в руках какая-то палочка. Но это ни о чём не говорит. За всех современных детей не скажу, но многие, очень многие из них отличаются прямо-таки дуболомным невежеством, несмотря на то, что они круглосуточно подключены к Интернету. Дело в том, что Интернет они используют не для познания окружающего мира, а исключительно для того, чтоб "поржать", посмотреть "прикольные" картинки, да поиграть в компьютерные игры. У них самые превратные представления о мире, в котором они живут. Парадоксально, но вполне может быть, что у мальчика на картинке гораздо более трезвые и адекватные представления о мироздании, чем у представителей современного "поколения Z". Телевизор они, как правило, не смотрят, книг не читают, а смартфоном пользуются так, как дикари используют камень для разбивания орехов. 

Потом они вырастут, станут взрослыми дядями и тётями, и из них получится толпа сплочённой посредственности (conglomerated mediocrity) Ст. Милля, или мещанская "паюсная икра" Дм. Мережковского. Они будут ездить в автомобилях и летать на самолётах, но сами они будут лишь потребителями, "юзерами" этой чудо-техники, изобретённой вовсе не ими, а совсем другими людьми, которые представляют собой не более 1 % человечества. Они будут смеяться над племенем "мумба-юмба", будучи примитивнее этого племени. Прямо как в Откровении Иоанна Богослова, где Дух обращается к "разжиревшему" Ангелу лаодикийской церкви: "ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".