Помнится, в брежневском СССР в киосках "Союзпечати" продавался журнал "Ровесник", в котором рассказывалось про житие-бытие подростков за границей. Я читал статьи этого журнала, так как проявлял интерес к жизни "за бугром". Постепенно интерес расширился, углубился, и я увлёкся этнографией, культурологией, антропологией. Я стал изучать архаические и традиционные общества. Ну и, конечно, сравнивать представителей этих обществ с членами современного (в данном случае, российского) общества, потому что всё познаётся в сравнении.
Когда берёшь среднестатистического российского подростка и сравниваешь его с этим мальчиком на картинке, то сравнение, на первый взгляд, кажется не в пользу последнего. Наш мальчик "вооружён" китайским смартфоном с подключением ко всемирной Сети, а у этого мальчика в руках какая-то палочка. Но это ни о чём не говорит. За всех современных детей не скажу, но многие, очень многие из них отличаются прямо-таки дуболомным невежеством, несмотря на то, что они круглосуточно подключены к Интернету. Дело в том, что Интернет они используют не для познания окружающего мира, а исключительно для того, чтоб "поржать", посмотреть "прикольные" картинки, да поиграть в компьютерные игры. У них самые превратные представления о мире, в котором они живут. Парадоксально, но вполне может быть, что у мальчика на картинке гораздо более трезвые и адекватные представления о мироздании, чем у представителей современного "поколения Z". Телевизор они, как правило, не смотрят, книг не читают, а смартфоном пользуются так, как дикари используют камень для разбивания орехов.
Потом они вырастут, станут взрослыми дядями и тётями, и из них получится толпа сплочённой посредственности (conglomerated mediocrity) Ст. Милля, или мещанская "паюсная икра" Дм. Мережковского. Они будут ездить в автомобилях и летать на самолётах, но сами они будут лишь потребителями, "юзерами" этой чудо-техники, изобретённой вовсе не ими, а совсем другими людьми, которые представляют собой не более 1 % человечества. Они будут смеяться над племенем "мумба-юмба", будучи примитивнее этого племени. Прямо как в Откровении Иоанна Богослова, где Дух обращается к "разжиревшему" Ангелу лаодикийской церкви: "ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".
Комментариев нет:
Отправить комментарий