31 октября 2025

Зевс матриархальный.

Карл Кереньи считает, что критский Зевс представляет собой совершенно особую фигуру, относящуюся к архаическим слоям эгейской цивилизации и не имеющую никакого отношения к патриархальной эллинской религии. В частности, он утверждает: 

В легенду о рождении на Крите божественного младенца имя «Зевс» было привнесено уже греческим истолкованием (interpretatio Graeca). Для критян рождение божества представлялось заревом, исходящим из глубокой тьмы пещер [1]. 

Кереньи связывает предание о пещере Зевса и свете, который, по легенде, из неё стал бить, с архаическими ночными праздниками матриархальной религии, чьи адепты праздновали в пещерах мистерии, включающие использование экстатических напитков на основе мёда и факелы, свет которых и был сиянием, освещавшим святилище изнутри.

Аналогичные мистерии проводились и в Кносском дворце-храме, в центре которого, как пчеломатке в улье, пребывала «великая жрица» или сама богиня, Великая Мать.

В Кноссе, на предназначенной специально для этого площадке для плясок, устраивалась открытая для публики танцевальная процессия, участники которой проделывали путь к «владычице лабиринта» и обратно. Сама владычица находилась в центре настоящего лабиринта, то есть подземного царства; там она рождала своего таинственного сына, тем самым даруя надежду на возвращение к свету. Этим сыном был Минотавр. 

Критский миф уточняет, что Зевс был подвешен на дереве, и с детства его охраняли хтонические куреты и корибанты[2]. Обе детали явно указывают на то, что здесь индоевропейский Зевс рассматривается как аналог Аттиса: дерево, на котором он был подвешен (между небом и землёй), является символом самого Аттиса, а куреты и корибанты (как и кабиры) представляют собой типичных спутников Кибелы (цит. по: А. Дугин. Эллинский логос. Долина истины. — М.: Академический проект, 2016. С. 62).

******* 

Гинекополис: город пчёл.

"Как городскую богиню характеризуют её [Кибелу] многочисленные рельефы, представляющие Великую Матерь богов с короной на голове в виде городской стены. Такой же головной убор отличает Кибелу и на монетах разных городов античного мира" ( Богатова О. В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности. С. 84).

Комментируя устойчивый эпитет Кибелы (Кубабы) как «покровительницы городов», А. Дугин пишет (с моими сокращениями и дополнениями):

Если мы примем во внимание раскопки Чатал-Гююка, которые демонстрируют удивительную устойчивость и неизменность культа Великой Матери в Анатолии, причём на одном и том же месте, то становится понятным, каким именно городам покровительствовала Великая Мать и что это были за города.

Если мы обратимся к истории, то легко заметим, что феномен города — в архитектурном, этническом, экономическом и социологическом смысле — представляет собой довольно специфическую реальность.

Во-первых, город никогда не появляется из разросшегося сельского поселения. Это связано с тем, что количество пригодной для пахоты земли вокруг конкретного населённого пункта всегда строго ограничено и способно прокормить лишь вполне определённое число жителей села или деревни, веси. Поэтому увеличение численности жителей деревни неминуемо влечёт за собой отселение излишних семей, как правило, основывающих новое поселение на некотором расстоянии от того, из которого они вышли. Это и является движущей силой аграрной колонизации, приводящей к появлению обширных сельских цивилизаций — наподобие  цивилизации банту в Центральной и Южной Африке. Мы называем этот тип «цивилизацией Деметры». Деметра — богиня полей и сёл, но никогда и ни при каких обстоятельствах не городов.