24 сентября 2025

Ein' feste Burg ist unsere Göttin.

Немецкие слова "Burg" и "Berg", конечно, различаются, однако между ними есть немало сходства, как показано на нижеприведённой картинке:

С этой точки зрения, в названии российского города "Санкт-Петербург" слышится аж целых две горы: во-первых, "бург" как крепость на вершине горы, и, во-вторых, Пётр I, называя новый город Петербургом, намёкнул на перевод этого имени с древнегреческого — «глыба», «утёс», «камень» (греческое слово PETRA означает СКАЛА, то есть не сдвигаемый, большой КАМЕНЬ).  

С другой стороны, хорошо известны изображения богини Кибелы в короне в виде крепостной стены. 

Bronze statuette of Cybele on a cart drawn by lions

Толкование такого рода изображений всегда однозначно: богиня представлена на них как покровительница и хранительница городов. Ну, типа, как кошка является, до известной степени, охранительницей своих котят, или курица — цыплят.

Бушмены сохранили матрилокальность.

Группа авторов (Austin W. Reynolds · Mark N. Grote · Justin W. Myrick · Dana R. Al-Hind · Rebecca L. Siford · Mira Mastoras · Marlo Möller · Brenna M. Henn) в совместной статье "Persistence of Matrilocal Postmarital Residence Across Multiple Generations in Southern Africa" подводят итог своим демографическим исследованиям, которые они проводили среди бушменских общин нама и седерберг, представлявших почти 3000 человек в трёх поколениях. 

Карта современного проживания общин нама (розовый цвет) и седерберг (фиолетовый).

Итог исследований: несмотря на историю колониальной экспансии и последующую интеграцию общин Khoe-San и потомков Khoe-San в колониальное общество с сильными патрилокальными нормами, патрилокальность является наименее распространённой моделью проживания после брака в исследуемых группах населения сегодня. Исторические и этнографические данные, полученные от многих групп кой-сан в исследуемых регионах, свидетельствуют о предпочтении матрилокальных моделей проживания, при которых супружеская пара, как правило, живёт ближе к семье женщины после рождения первого ребёнка, а последующие дети — более амбилокально. 

Авторы статьи пишут: "Коренное население Южной Африки, именуемое кой-сан, находилось в центре внимания антропологических исследований из-за своих традиционных моделей жизнеобеспечения (преимущественно собирательство), уникальных языков с щёлкающими согласными, и их глубокой генетической дивергенции от других человеческих групп. Исторические и этнографические данные, полученные от многих групп кой-сан, свидетельствуют о предпочтении либо матрилокального, либо амбилокального послебрачного проживания.